Пандиты (7)

Aug 12, 2023 10:49







Богль был первым англичанином, проникшим в Гималаи в Тибет. Согласно его письменному отчету, Тибет экспортировал золото, соль, хвосты яка и шерстяную ткань; в Кашмир из Тибета регулярно отправлялась шерсть для  тех самых «кашемировых» шалей.  Из его устных докладов, стало также известно, что Тибет экспортировал в Китай буру или боракс (тетраборат натрия) и импортировал большое количество китайского чая,  хотя они почему не были упомянуты в докладе (возможно, по просьбе Таши-ламы). Богль обсуждал тибетский импорт железа, фруктов, пряностей, шелка, риса, кораллов и ткани из широколиственных тканей. Большая часть этих товаров следовала из Тибета в Китай, но имела место также также значительная коммерческая активность на юге, через традиционные торговые маршруты в Непал, Индию, Бутан и Ассам. Рассказ Богля о его путешествиях не публиковался в течение века. Богль, по всей видимости, вел переговоры с издателем как раз в тот момент, когда его настигла смерть, и права на публикацию было никак не подтвердить, в результатет чего рукопись была возвращена в семью Богля, где  долгие годы пылилась в забвении. Лишь в 1876 году  Клементс Маркхэм, из географического департамента Индийского офиса приобрел документы от семьи Богля и выпустил книгу от имени Богля  под  названием "Рассказы о миссии Джорджа Богля в Тибет и о путешествии Томаса Мэннинга в Лхасу". Переработав материалы, Маркхэм не упомянул, что Богл женился на  тибетской женщине, возможно, сестре Таши-ламы, и что в этом браке было рождено двое дочерей. Не исключено, что рукопись была передана семьей Богля Маркхэму с условием неразглашения этого факта.



Ну а теперь - снова вновь к делам индо-тибетским. Несмотря на смерть Богля и Таши-ламы, Гастингс продолжал попытки наладить связи с Тибетом. На этот раз он избрал своим эмиссаром Сэмюэля Тернера, своего родственника и лейтенанта в армии Ост-Индской компании. Тернер покинул Индию в 1783 и  вернулся в 1784 году после дружеского визита в Ташилунпо, где он встретил регента-наставника детской реинкарнации Таши-ламы.



Лорд Корнуоллис

Торговля с Тибетом увеличилась в результате миссии Тернера, но очень ненадолго. Внешние политические события привели к тому, что двери Тибета прочно закрылись для европейцев. Непал вторгся в Тибет в 1788 году в поисках сокровищ, хранящихся в богатых буддийских монастырях. Не имея возможности противостоять им, тибетцы вступили в мирные переговоры и обещали выплатить компенсацию. Непальские гуркхи отступили, но не раньше, чем власти Ташилунпо обратился за помощью к лорду Корнуоллису, который заменил Гастингса на посту генерал-губернатора в 1785 году. Корнуоллис недальновидно отказался, пообещав только, что он не будет помогать гуркхам. И гуркхи вторглись снова в 1791 году на том основании, что Тибет не выполнил соглашение о компенсации.  Шигадзе был оккупирован, а Ташилунпо был разграблен.

И тут вмешался Китай.

Большая китайская армия после этих событий вошла в Тибет и разгромила войска гуркхов, отступивших в Непал. Теперь пришла очередь гуркхов просить помощи у британцев.  И тут обещавший помощь Корнуоллис  отказался, хотя и предложил посредничество, которое только  вызвало подозрения у тибетцев и сильно разозлило гуркхов. Надменный и неумный лорд Корнуоллис преуспел только в отчуждении всех трех партий - тибетской, китайской и гуркхской. В результате китайские войска оккупировали наиболее густонаселенную часть Тибета.

Таким образом, Британии  не суждено было восстановить свое влияние в Тибете до двадцатого века. Маньчжурский император Цяньлун закрыл его границы для внешнего мира, а самому Тибету им была предложена политика изоляции, аналогичная той,  кторая уже проводилась маньчжурами в зщахваченном им Китае: все иностранцы, прибывавшие в Китай, удерживались в порту Гуанчжоу (Кантон). И тибетцы согласились. Они были возмущены отсутствием британской помощи против гуркхов и встревожены распространением британской власти вдоль предгорья Гималаев. Китайцы также намекали тибетцам, что Британия действительно помогла гуркхам и, опасаясь за свою позицию, поощряли тибетцев в их подозрениях о внешнем мире, предполагая, что европейцы, возможно, пожелают заменить буддизм христианством. Эта политика исключения продолжалась на протяжении всего XIX века. Кроме эксцентричного британского путешественника Томаса Мэннинга, не было больше англичан, которые достигли бы тибетской столицы до ХХ века

Мэннинг, который  посетил в Лхасу в 1811 году был первым англичанином, когда-либо видевшим город. Он же был единственным  - почти сто лет. Однако Томас Мэннинг вернулся из Тибета в 1812 году и никто не знал о его путешествии до тех пор, пока его рассказ был опубликован Маркхемом в 1876 году, параллельно с расказом о путешествии Богля.

*********************

Cretaceous corals from Tibet (Xizang Autonomous Region, People's Republic of China) have been known since Hayden (1907), who reported a solitary coral of the genus Cyclolites. Short communications were published by Vredenburg, 1908, Parona, 1917, Parona, 1928. The first systematic investigations were carried out by Wu, 1975, Liao, 1982, Deng and Zhang, 1984, Liao and Xia, 1985, He, 1987, Xia and Liao, 1991, He and Xiao, 1990. A large and well-illustrated monograph was produced by Liao and Xia (1994). Additionally, Cretaceous corals from Tibet are mentioned in Sastry and Sinha, 1969, Wu and Liao, 1980, Yang et al., 1982, Yang et al., 1986, Liao and Xia, 1993, Willems, 1993. Although the papers give a good account of the palaeozoology of Tibetan corals, there is almost nothing known about the stratigraphic distribution and palaeobiogeographic relationships of the Cretaceous corals from Tibet. This paper is an attempt to fill that gap.

Пандиты

Previous post Next post
Up