[Spoiler (click to open)]Вот есть Субъект, воле которого полностью послушен Объект - который подчиняется оной воле полностью и точно, без малейших задержек. Более того - прошлое Объекта также доступно Субъекту в полной мере, Субъект может произвольно менять состояние Объекта не только как угодно, но и когда угодно. Что Субъект только пожелает в отношении Объекта - то и
( Read more... )
Кажется мне, что кроме всего прочего интересный (нетривиальный) мир может жить ещё и сам. Как детерминировано, так и не совсем, но переходить от одного состояния к другому по заданным правилам, чаще всего - сложным или массовым. Вне чьей либо воли, сам по себе, если его не трогать. Тут никакой свободы, кстати, нет, хотя может быть и неопределённость, просто живой мир - примерно настолько живой, насколько живо растение. Постоянное всеведение будет только если туда всё время (в измерении времени этого мира) смотреть
( ... )
Re: На самом деле нетmasterspammerDecember 8 2020, 08:06:33 UTC
Предсказуемость для автора мира, естественно (я сознательно в своём комментарии других субъектов не вводил). Автора считаем честным пред собой и не подглядывающим
( ... )
1. мир и есть только "в голове" - модель "сна Бога" как она есть
Да, до этого, рано или поздно, все доходят. Что никакой «модели мира в голове у Бога» нет - мир И ЕСТЬ та самая «голова Бога». А все мы (и не только мы) - «мысли в ней».
2. мир снаружи и всеведение получается не само собой, а наблюдением за миром - возможность заглянуть куда угодно и когда угодно.
А вот это я не совсем понял. Если всё есть «мысли Бога» - Ему просто некуда заглядывать. Если Ему всё подвластно - то и всё для него предсказуемо. Всемогущество «сильнее» всеведения.
В каких отношениях Творец и Творение?nezrimDecember 8 2020, 09:49:58 UTC
Насколько они разделены, где и как проходит эта граница? Не пишу даже «почему именно там и так».
В том-то и вопрос. Каждый из нас (людей) ясно ощущает разницу между своим Я и не-Я. Как минимум, по границе физического тела. А вот как у Бога с Творением тут всё обстоит?
Это достаточно принципиально. И, что любопытно, разные люди с древнейших времён (!!!) отвечали на этот вопрос по-разному. А ведь от ответа на него очень зависят и наши взаимоотношения со Всевышним.
Но дихотомия типа «всё есть Бог» / «Бога здесь нет, Он удалился навсегда отовсюду» мне не нравится.
Re: В каких отношениях Творец и Творение?masterspammerDecember 8 2020, 09:57:55 UTC
Именно про границу и вопрос.
Про дихотомию решительно несогласен, вариантов больше: 1. то, что я писал - творение как часть себя ("в голове") и творение отдельно - дихотомия 2. тут Бог или удалился, тоже дихотомия (причём навсегда или нет - отдельные подварианты)
и всё это даёт декартово произведение: 1. Бог содержит в себе мир, интересуясь им и взаимодействуя 2.Бог содержит в себе мир, но задвинул "в дальний угол" головы (даже люди так умеют делать, если что) 3.Бог отделен от мира, но "рядом" с ним 4.Бог отделен от мира и сейчас не с ним
Нет, тут всё несколько иначеnezrimDecember 8 2020, 11:34:24 UTC
Для Всевышнего не существует Времени - в нашем понимании, по крайней мере. Ему равно подвластны и прошлое, и настоящее, и будущее - иначе какой же это Всевышний?.. Отсюда и следует, что если Бог чего-то не знает - Он этого не хочет знать НИКОГДА (в нашем понимании). Ибо узнав нечто «потом» - опять же, в нашем понимании - Он точно так же способен это (и всё последующее по оси Времени) изменить в полном соответствии со своей волей. Для Него что потом, что сейчас, что ранее - всё едино в плане доступности
( ... )
Re: Нет, тут всё несколько иначеmasterspammerDecember 9 2020, 02:14:29 UTC
"равно подвластны и прошлое, и настоящее, и будущее" - а вот кстати, вариант с могуществом, но без такого всемогущества мы не рассматривали :-) Тоже, кстати, вполне жизнеспособный вариант (и из него свои выводы).
Если рассматривать время как отдельное измерение (что будет упрощением, конечно, но скорее пригодным, чем нет), то нежелание взаимодействовать с ним "когда-то" это нежелание взаимодействовать с каким-то куском такого многомерного пространства, причём форма этого куска (по всем осям) может быть вообще любой. Вплоть до "присутствие начнётся завтра". Причём про "знать" я не говорю, знание-незнание нам изнутри не видно даже теоретически.
Ну и да, я подозреваю, что тут плавный подход к задаче теодицеи и т.д., что если всё не переколбасил под абсолютное добро, то значит не знает и далее рассуждения выше - но это по мне настолько человеческое, что думаю, тут мы уже только в своей голове варимся.
Так проблема сугубо практическаяnezrimDecember 9 2020, 12:36:11 UTC
Бог - всеблаг?.. Если да - почему мы так мало наблюдаем проявления этого в окружающей нас реальности?.. Он - недостаточно всемогущ, что ли, или не всеведущ?.. Или Его просто НЕТ здесь, НИКАК нет?.. Или что-то ещё - но тогда что?..
Чего нам ожидать - вообще и после смерти в частности?.. Кому молиться?.. Есть ли альтернативы, какие и почему?..
Если раз за разом отсекать невозможные, логически противоречивые варианты - картина вырисовывается довольно-таки неожиданная...
Reply
Reply
Reply
1. мир и есть только "в голове" - модель "сна Бога" как она есть
Да, до этого, рано или поздно, все доходят. Что никакой «модели мира в голове у Бога» нет - мир И ЕСТЬ та самая «голова Бога». А все мы (и не только мы) - «мысли в ней».
2. мир снаружи и всеведение получается не само собой, а наблюдением за миром - возможность заглянуть куда угодно и когда угодно.
А вот это я не совсем понял. Если всё есть «мысли Бога» - Ему просто некуда заглядывать. Если Ему всё подвластно - то и всё для него предсказуемо. Всемогущество «сильнее» всеведения.
Reply
Reply
Насколько они разделены, где и как проходит эта граница? Не пишу даже «почему именно там и так».
В том-то и вопрос. Каждый из нас (людей) ясно ощущает разницу между своим Я и не-Я. Как минимум, по границе физического тела. А вот как у Бога с Творением тут всё обстоит?
Это достаточно принципиально. И, что любопытно, разные люди с древнейших времён (!!!) отвечали на этот вопрос по-разному. А ведь от ответа на него очень зависят и наши взаимоотношения со Всевышним.
Но дихотомия типа «всё есть Бог» / «Бога здесь нет, Он удалился навсегда отовсюду» мне не нравится.
Reply
Про дихотомию решительно несогласен, вариантов больше:
1. то, что я писал - творение как часть себя ("в голове") и творение отдельно - дихотомия
2. тут Бог или удалился, тоже дихотомия (причём навсегда или нет - отдельные подварианты)
и всё это даёт декартово произведение:
1. Бог содержит в себе мир, интересуясь им и взаимодействуя
2.Бог содержит в себе мир, но задвинул "в дальний угол" головы (даже люди так умеют делать, если что)
3.Бог отделен от мира, но "рядом" с ним
4.Бог отделен от мира и сейчас не с ним
Reply
Reply
Если рассматривать время как отдельное измерение (что будет упрощением, конечно, но скорее пригодным, чем нет), то нежелание взаимодействовать с ним "когда-то" это нежелание взаимодействовать с каким-то куском такого многомерного пространства, причём форма этого куска (по всем осям) может быть вообще любой. Вплоть до "присутствие начнётся завтра". Причём про "знать" я не говорю, знание-незнание нам изнутри не видно даже теоретически.
Ну и да, я подозреваю, что тут плавный подход к задаче теодицеи и т.д., что если всё не переколбасил под абсолютное добро, то значит не знает и далее рассуждения выше - но это по мне настолько человеческое, что думаю, тут мы уже только в своей голове варимся.
Reply
Бог - всеблаг?.. Если да - почему мы так мало наблюдаем проявления этого в окружающей нас реальности?.. Он - недостаточно всемогущ, что ли, или не всеведущ?.. Или Его просто НЕТ здесь, НИКАК нет?.. Или что-то ещё - но тогда что?..
Чего нам ожидать - вообще и после смерти в частности?.. Кому молиться?.. Есть ли альтернативы, какие и почему?..
Если раз за разом отсекать невозможные, логически противоречивые варианты - картина вырисовывается довольно-таки неожиданная...
Reply
Reply
Leave a comment