Здоровое общество Эриха Фромма

Mar 06, 2021 12:13


Сейчас прохожу обучение по специальности «Практическая психология». И в процессе изучения психологических наук натолкнулась на интересного ученого. А еще ему в этом месяце,23 марта, исполнился бы 121 год. Тоже повод о нем рассказать. Имя этого ученого-Эрих Фромм (1900 - 1980), выдающийся философ и психоаналитик. Он был известен своими гуманистическими взглядами и мечтал о построениии иного, лучшего чем сейчас общества. Вот этим он меня и заинтересовал. За критику капитализма  его нередко причисляли к левым и социалистам. По мнению Фромма рост числа граждан, нуждающихся в профессиональных услугах его коллег, то есть психологов и психиатров, является закономерным следствием развития этого общественного строя.

Он родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Получил хорошее  начальное образование в гимназии, где изучал несколько языков. У  Фромма с детства была антипатия  к людям, видящих смысл жизни  в зарабатывании денег. Первая Мировая  война и неожиданное самоубийство друга семьи, молодой прелестной художницы, по-видимому, подтолкнули  его к изучению мотивов человеческого  поведения, вопросов жизни и смерти.

В 1920-х годах Эрих Фромм вводит новый термин «общество потребления», позже получивший широкое распространение. Этот термин он употреблял в негативном смысле.




«Первоначально предполагалось, что если человек будет потреблять больше вещей, и притом лучшего качества, он станет счастливее, будет более удовлетворен жизнью. Потребление имело определенную цель - удовольствие. Теперь оно превратилось в самоцель.
Акт покупки и потребления стал принудительным, иррациональным - он просто самоцель и утерял почти всякую связь с пользой или удовольствием от купленной вещи. Купить самую модную безделушку, самую последнюю модель - вот предел мечтаний каждого; перед этим отступает все, даже живая радость от самой покупки».- отмечает Фромм.

В 1927-1929 гг. он начинает много печататься. За всю жизнь Фромм написал более 30 книг. Еще одним примечательным фактом его биографии является посещение СССР в 1962 году, где он принимал участие в качестве наблюдателя  в конференции по разоружению.

Анализ «кибернетического  общества», проделанный Фроммом  в 60-70-е гг., привел его к созданию самостоятельной «типологии социальных характеров»: общество отчуждения «опредмечивает»  человека, заявляет Фромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей - вращать гигантскую машину вооружения... Такое общество, без  сомнения, создает особый «деструктивный тип личности», который становится угрозой для самого существования  человечества.

В 1955 году Эрик Фромм издает книгу «Здоровое общество», где  в противоположность патологическому описывает иное общество, как «модель идеального типа». Экономическая и политическая деятельность подчинены здесь именно человеческим интересам, а не денежным. В этом обществе человек - активный и ответственный участник жизни общества, хозяин своей жизни. Его жизненная цель быть многим, а не обладать многим. Страстное желание создать и сохранить богатство заменяется экзистенциальным обладанием - рационально обусловленным стремлением к самосохранению, что относится пище, жилищу, одежде человека.Словом, здоровое общество адекватно  потребностям человека.

Человек может адаптироваться почти к любой социокультурной системе, но если эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, которые в конечном счете будут побуждать к изменению общества. По его мнению, путь к здоровому обществу лежит не через самостоятельное развитие экономики или достижение политической свободы, а лишь через одновременные изменения в промышленности и политической организации, в духовной и философской ориентации, в структуре социального характера и культурной деятельности. Общество  не может дать человеку эмоциональную свободу, если не избавит его от экономической зависимости.

«Создание нового человека и нового общества, - писал Э.Фромм, - станет возможно только в том случае, если на смену старым мотивациям извлечения прибыли и завоевания власти придёт новая, а именно - быть, отдавать и понимать; если на смену рыночному характеру придёт характер продуктивный, любящий, а на смену кибернетической религии - новый, радикально-гуманистический дух».

Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят  удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Главная задача в построении душевно здорового общества - это  воспитание в людях продуктивного  характера. Продуктивность - это  способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации.

Производственная сфера  должна быть организована таким образом, чтобы человек мог принимать участие в управлении и принятии решений. Владение собственностью на средства производства принципиального значения не имеет. Главное состоит в том, что трудовая деятельность имеет смысл для человека: он знает, что делает, влияет на то, что делает, чувствует себя в единстве со своими коллегами по работе. Кроме того, необходимо переориентировать основную мотивацию с материального обогащения на духовное удовлетворение.В сфере политики необходимо пассивную демократию (будь то «народная демократия» или «централизованная демократия») заменить активной демократией участия - истинно разумные решения не могут приниматься путем массового голосования, ибо у современного отчужденного индивида есть мнения и предрассудки, но нет убеждений, есть симпатии и антипатии, но нет воли. Поэтому проработка жизненно важных вопросов должна происходить в малых группах, что предполагает личный контакт и затрудняет иррациональное воздействие на сознание людей.

В культурной сфере нет  надобности создавать новые духовные цели. Скорее, необходимо реализовать уже созданные великими гуманистическими учениями ценности, которые способствуют развитию разума, совести и братской солидарности. Акцент же в образовании должен быть сделан на включение в социальный характер способности к критическому мышлению, воображению, самосознанию, созидательной активности, коллективному творчеству. Руководящими принципами человека должны стать разум и совесть, свобода быть самим собой.

Кроме того, Фромм предложил  проекты общественных преобразований, с которых могло бы начаться создание здорового общества. Суть этих предложений в создании небольших - человек по десять - «групп межличностного общения», в которых близкие друг другу люди в условиях свободного получения всей необходимой информации обсуждали бы самые разные вопросы экономики, политики, образования, здравоохранения и других сфер жизни. Сумма решений этих групп стала бы основой политики общества в различных областях. Группы межличностного общения могли бы при необходимости собираться на ассамблеи по несколько сотен человек. Наряду с этими группами должны существовать независимые исследовательские и экспертные центры, состоящие из психологов, физиологов, антропологов, экологов, экономистов и других специалистов зарождающейся науки о человеке.

В книге  «Иметь или быть?», вышедшей в 1976 году,



он предлагает ряд мер, актуальных и по сей день. Например: «следует запретить все методы „промывания мозгов“, используемые в промышленной рекламе и политической пропаганде»; «пропасть между богатыми и бедными странами должна быть уничтожена»; «женщины должны быть освобождены от патриархального господства»; «научные исследования следует отделить от их использования в промышленности и обороне» и т. д.

В этой книге он так же говорит о двух возможных стратегиях развития Человека и Человечества. Первая стратегия связана с накоплением собственности и наращиванием производства товаров, вторая связана с расширением потенциальных возможностей.

Взгляды Фромма в текущем дне перекликаются с проектом «Созидательное общество», которое реализует  волонтерская общественная организация МОД АЛЛАТРА. То что Фромм называет гуманистическим общинным социализмом, волонтеры движения называют Созидательным обществом, в противовес потребительскому. У них тоже во главу угла ставится не деньги, прибыль, а человек и его наиболее полная, созидательная реализация в обществе. К участию в построении этого общества может присоединиться каждый человек, зайдя на сайт проекта. А как будет выглядеть это общество записано в его 8основах(тоже можно ознакомиться на сайте). Там же расписаны  и этапы его построения.

И вот еще что меня поразило в концепции Фромма. Сравнивая все великие учения - учения Будды, Ветхого и Нового завета, Майстера Экхарта, Маркса и  др., он доказывает, что извечная мечта человечества, построение справедливого  общества, которая пока еще является утопией, в конечном итоге будет воплощена в действительности: «Технические утопии - например, воздухоплавание - были реализованы благодаря новой науке о природе. Человеческая утопия мессианского времени - утопия нового объединенного человечества, живущего в братстве и мире, свободного от экономической детерминации, от войн и классовой борьбы, может быть достигнута, если мы приложим к ее осуществлению столько же энергии, интеллекта и энтузиазма, сколько мы затратили на реализацию технических утопий».

К таким же выводам пришел один из активных участников МОД АЛЛАТРА, И.М. Данилов, отвечая на вопрос, о чем мечтали пророки в одноименной передаче.

Общественный проект Фромма заключается в создании условий для развития наиболее здоровых черт социального характера. Последний, в свою очередь, должен стать мощным фактором развития нового общества.

Еще особое место в работе Фромма «Иметь или быть?» занимает часть о  новом человеке и новом обществе. Фромм приписывает Новому Человеку следующие качества:

  • готовность      отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия
  • уверенность      в себе, основанная на вере в собственные силы
  • осознание      того факта, что никто, кроме нас самих, не может придать смысл нашей жизни
  • стремление      развивать свои способности любить, радоваться, а также способность к      критическому сентиментальному мышлению
  • углубленное      познание самого себя, не только сферы своего сознания, но и сферы своего      бессознательного.
  • Умение      чувствовать свое единение со всем живым на земле
  • умение быть      счастливым.

Но Фромм так же отмечает, что перед тем, как  исправлять общество, человек в первую очередь должен изменить самого себя, свое бытие. Ведь индивид - это  часть этого общества. Если твое бытие определяется лишь потреблением и накоплением, то и деяния твои приведут только к разрушению, разорению, раздору. Если же ты живешь ради любви, радости, саморазвития, то именно ты станешь  толчком к развитию Нового Общества.

Таким образом, идеи Фромма о новом более справедливом гуманистическом обществе не просто актуальны сейчас, но и уже начинают реализовываться на практике. Доказательство- вышеупомянутое мной общественное движение.

Оптимизм, общество

Previous post Next post
Up