По-моему, у нас совершенно напрасно обходят стороной вопрос трудовой этики.
В обычной экономике (рыночной, капиталистической) есть, в общем-то, два варианта: (1) открыть свое дело и (2) пойти работать за зарплату.
Свое дело - это серьезная ответственность. Инвестируешь и рискуешь своими деньгами, в случае провала винить можешь только себя (ну, и невезение, которое не смог перебороть). В любом случае пашешь от рассвета до заката, по крайней мере на этапе становления, да и потом особо не расслабишься.
А когда выходишь на работу за зарплату, стараешься ее сохранить, чтобы не оказаться на улице. Зачастую благодарен хозяину за возможность работать, учиться, продвигаться в карьере. Опять-таки упорная работа.
Как частный случай: ненавидишь работу и хозяина-урода, но все равно старательно работаешь из страха остаться без дохода.
Общее во всем этом - ответственное отношение к работе.
* * *
А теперь мысленно перелетаем в благостный социализм…
Молодому работнику еще на школьной скамье популярно разъяснили трудовую теорию стоимости. По которой прибыль - это присвоенный капиталистом труд наемного работника. Эксплуатация.
Поэтому предприниматели - это эксплуататоры и кровопийцы. За предпринимательство - статья в УК.
Работать на себя и нести ответственность за свой труд запрещено.
Остается один выход - идти работать за зарплату.
Но что же это получается? Ведь работа за зарплату - это эксплуатация моего труда. Мой труд кто-то присваивает, в данном случае начальник и социалистическое государство. И куда это все идет? В закрома Родины?
Понятно, молодежь верит в Светлое Будущее. Мой труд идет на построение Светлого Будущего. Но с годами энтузиазм начинает тускнеть. Семья, жена, дети… И зарплата, практически не зависящая от труда.
И тут начинается… Распределение после учебы (т.е. помощь в поиске работы) воспринимается как неволя, а обязательность труда, т.е., фактически, гарантированность дохода, трансформируется в голове в естественное право на зарплату: мол, платите мне уже за то, что я тут сижу. Мой труд присваивает номенклатура, жиреют там, паразиты. Зачем вообще стараться? Все равно присвоят. Как нам платят, так мы и работаем (т.е. мол мало платят, мы поэтому плохо работаем).
Объяснения, что прибавочный продукт идет на создание общественных фондов, помогает слабо. Во-первых, доступ к тем фондам есть не у всех. А во-вторых… А почему за меня вечно решает кто-то другой, что мне нужно для счастливой жизни? Деньги у меня забрали, а куда их потратить решаю не я, а кто-то другой. Может, я не хочу санаторий и детский лагерь. Может, я хочу домик на озере, или по миру поездить, или собрать коллекцию китайских ваз…
Идет полное отчуждение от результатов труда. Причем на всех уровнях. Такое чувство, что и ГенСек был сам себе не хозяин. Даже слово было у всех на устах - бесхозяйственность.
Где бесхозяйственность, там всем всё до лампочки. Работа спустя рукава. На себя нельзя. На дядю, как объяснили через трудовую теорию стоимости, работают только рабы. А мы -не рабы, рабы - не мы… Мы так работать не будем (а кроме как ТАК других вариантов нет, значит, просто работать не будем).
Да и зачем вообще работать, если на заработанное не сможешь получить то, что тебе реально хочется? Только то, что дадут.
(Это прекрасно иллюстрируется на примере личной психологии. Если у жены баг Штурман (т.е. бабе в доме до всего есть дело и всем идут ценные указания), то рано или поздно мужик начинает валяться на диване перед телеком. А зачем напрягаться, если все равно за тебя все будет решать жена, особенно как отдыхать, что купить и т.д.?)
* * *
Ну и что мы получили в постсоветских странах?
Удивительная вещь. Нужны работники, даешь им работу, создаешь условия… А они гвоздь в бревно забьют на лесопилке, и импортный станок испортят. В душевых и туалетах рулон бумаги спустят в унитаз. С получки неделями не выходят из запоя на работу.
А это все трудовая этика социализма и трудовой теории стоимости. Обычная работа за зарплату - это ведь эксплуатация, верно? Ну так и не будем мы работать, а этому гаду-паразиту еще и навредим!
Социалист - по определению дерьмовый работник. Что в Союзе, что после него. Пока эта чушь про эксплуатацию не выветрится, такие работники будут сидеть на бобах и удивляться, почему они никому не нужны.
Кстати, у молодых, рожденных после 1990, этих бредней в голове уже нет. У большинства. Идут и работают, как положено. Что на себя, что за зарплату.
Да, проблема капиталистического цикла при этом никуда не девается. Но нечего с кризисом мирового капитализма бороться саботажем на отдельно взятом рабочем месте.
Проблема в принципе заключается в этой несусветной чуши трудовой теории стоимости и эксплуатации.
Потому что с такой занозой в башке люди саботируют работу даже при социализме.