Почему Британия не Германия ?

Oct 22, 2020 14:51

Как ни странно - тоже о вовлечении низов в управление и примерно с тем же результатом - верхи прекратили несанкционированную самодеятельность.
Oh Jeremy Corbyn
Интересная задумка со стороны тори: правительство вложит £71 миллион в реорганизацию сталелитейной промышленности в избирательном округе Редкар на севере Англии, где лейбористы на последних выборах уступили консерваторам.

Болсовер. Редкар. Дербишир. Да это же были отборные шахтёрские города! Литейка! Вся таблица Менделеева в воздухе! Профсоюзы! Закопчённые лица, мускулы, футбол и пиво. Лейбористы до конца, лейбористы до смерти, Labour, Labour till I die!

Сразу после войны преимущество социалистов в этих регионах было космическим, запредельным. Сорок тысяч. Пятьдесят тысяч. Как шутили, "можно на мопса нацепить красный шарфик, и он изберётся в городской совет". В этих округах консерваторы выпускали восемнадцатилетних политиков, чтобы те привыкли к прессингу и свисту в спину.

Затем случилось обрушение индустриального общества. Магазины закрылись. Учителя и врачи засобирались в более высокооплачиваемую местность. Из социальных услуг и сервисов остался только местный священник - ему не положено покидать тонущий корабль, и с ним можно было поговорить. Не только экономика пробила дно, но и сами городки стали похожи на Сайлент Хилл - все на пособиях, в воздухе стоит запах пыли.

Медленно, очень медленно, уровень благосостояния отрывался от пола, но чувство затерянности во времени сохранялось. Затерянный мир, горная долина с птеродактилями и каменными топорами.

Система Геззеля - страшный сон ростовщиков
Модель функционирования свободных денег, описанная Ирвингом Фишером, была буквально дословно реализована уже в самых первых опытах применения концепции Гезелля на практике. Сначала в Германии - владелец угольной шахты Макс Хебекер возродил из пепла баварский поселок Шваненкирхен, чье население (500 человек) последние два года существовало впроголодь на государственные пособия по безработице:

«Уже через несколько месяцев после возобновления работы шахты Шваненкирхен было не узнать - рабочие и владельцы торговых лавок полностью погасили все свои задолженности, а новый дух свободы и жизни буквально витал над городом. Новость о процветании поселка в самый разгар экономической депрессии, поразившей Германию, мгновенно распространилась по округе. Репортеры со всей страны писали о «чуде Шваненкирхена», и даже в Соединенных Штатах можно было прочитать об эксперименте в финансовых разделах всех крупных газет».

Через год немецкий опыт был триумфально повторен мэром австрийского города Вёргель Микаэлем Унтергуггенбергером. После введения в оборот свободных денег, созданных по типу Freigeld (Марки на свободные деньги Вёргеля наклеивались раз в месяц, а не еженедельно), город, задолженность которого по налогам за пять лет возросла с 21 тысячи шиллингов до 118 тысяч, приступил к погашению уже в первый месяц (4 542 шиллинга). В следующие полгода эмиссия «свободных шиллингов», эквивалентная 32 тысячам обыкновенных шиллингов, обеспечила проведение общественных работ на сумму в 100 тысяч шиллингов: было заасфальтировано 7 улиц, улучшено 12 дорог, расширена канализация на два новых квартала, создан новый парк, построен мост и предоставлены новые рабочие места 50 безработным.

1 января 1933 года в Вёргеле приступили к строительству нового горнолыжного курорта и водохранилища для пожарной службы. Соседний город с населением в 20 тысяч жителей в спешном порядке приступил к подготовке эмиссии собственных свободных денег. Когда опытом Вёргеля заинтересовалось 300 общин страны, Национальный банк Австрии, почувствовав угрозу своей монополии, запретил печатание свободных местных денег.

Честно говоря, не очень понятно, почему лейбористы, уже имевшие в депрессивных регионах партийный аппарат, ячейки и мощное влияние, не перезапустили процессы как это работало у немцев.

Update. Характерно, что часть комментаторов, а значит и многие читатели, увидели в гезелевских деньгах только "региональность". Сразу примеры региональных "денег", мол, было уже сто раз и даже в упомянутом регионе есть, но толку немного.

Мало нам умения наших врагов отводить глаза, так еще и сами косим глазом. Гезелевские - это "свободные" деньги. То что они ходят в регионе - это тоже, но главное - они антикредитные. Заглянул в описание "бристольских" фантиков фунтиков - это просто расписки на сумму в фунтах британского ЦБ. Беспроцентный вексель.

Тогда как "свободные деньги" буквально теряют свой номинал, поэтому владеть ими, копить их не получается. Надо сразу потратить. Значит купить то, что есть поблизости, у местного производителя. Региональность же вторична - в масштабах всего государства хозяева эмитента не позволят, и хрен с ней, с экономикой, да и быстрые покупки тогда были возможны в регионе.

экономика, кризис

Previous post Next post
Up