Положительное упразднение частной собственности

Feb 19, 2020 19:49

Когда одна обезьяна взяла палку, вторая стала работать. Классики марксизма делали упор на эксплуатации как проявлении экономического насилия, основанном на институте частной собственности. При этом классики не прояснили вопрос, возможен ли труд без насилия. Но надо заметить, что формула Маркса - положительное упразднение частной собственности - ( Read more... )

развитие

Leave a comment

77dmk February 19 2020, 16:07:52 UTC
Труд есть насилие и, прежде всего, насилие труженика над своей биологической природой.
О как! А что же содержится непосредственно в самой "биологической природе"?

Reply

opiat_5x5 February 20 2020, 07:55:21 UTC
Да, производительный труд - полноценное участие в общественном производстве в рамках общественного разделения труда - это определённое насилие труженика над своей биологической природой. А естественен биологической природе труженика свободный (творческий) труд = свободное от потребностей общественного производства потребление общественного продукта и услуг. Собственно ради второго труженик и принуждает себя к первому.

Reply

77dmk February 20 2020, 09:27:46 UTC
производительный труд - полноценное участие в общественном производстве - это определённое насилие труженика над своей биологической природой. А естественен биологической природе труженика свободный (творческий) труд = свободное от потребностей общественного производства потребление общественного продукта и услуг.

В нынешних условиях - так и есть; однако ненормальными здесь являются именно условия, а не это распределение на "принудительно делать что-то полезное" и "творчески жрать".

"Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не ( ... )

Reply

opiat_5x5 February 20 2020, 10:22:47 UTC
Первая цитата - ошибочное суждение: участвуя в общественном разделении труда человек находится "у себя". Почему ( ... )

Reply

77dmk February 20 2020, 11:32:16 UTC
Трудящийся осознаёт, что а) чтобы иметь материальные блага нужно трудиться
С "маленькой" поправочкой - ему (ибо - действительно - если он перестаёт трудиться, как всяческие блага моментально становятся недоступными); в то время как перед глаами нагладные примеры имеющих блага на порядки большие, а трудящихся (если вообще сочли нужным/полезным заняться этим - а не просто "прожигать жизнь") - в разы меньше. В общем "кто не работает - то ест; учись, студент!"

участие в общественном разделении труда в десятки раз повышает производительность его труда и соотв. получаемый им от этого труда материальный результат
Да ладно! Вот прямо - сделаете вы в 10 раз больше - и в 10 раз больше получите?! Даже на сдельной оплате обычно используется более сложный алгоритм, а уж для наёмного труда повышение производительности приводит лишь к изменению норм - или иными способами достигается подгонка под "уровень воспроизводства"; а отдельные штрафы и премии "погоды" не делают - а лишь используются как кнут и вожжи.

у него есть возможность выбрать труд по ( ... )

Reply

77dmk February 20 2020, 11:32:54 UTC
В том -то и дело, что свободное потребление это когда человек САМ выбирает, чем ему заниматься: может колбасу потреблять, может диван, а может скрипку, филармонию или, скажем, телескоп.
Ага - что бы ни делать - лишь бы не работать! Глубокая идея, можно даже сказать - глубочайшая (для особо "догадливых": это - сарказм).

САМ выбирает и никто ему не указ
А как красиво всё начиналось - с "осознанной необходимости"... ответственность (за выбор), правда, вообще нигде "не всплыла"... А закончилось (с вашей позицией - более чем закономерно) "что хочу - то ворочу" как высшей абсолютной ценностью.

Reply

opiat_5x5 February 20 2020, 13:51:27 UTC
Не передёргивайте: я написал, что трудящийся осознаёт необходимость принуждать себя к полноценному участию в общественном разделении труда (в рабочее время) ради свободного потребления (деятельности по своему усмотрению) в нерабочее время, в выходные, праздничные дни и в отпуск. Т.е. понимает, что "как потопаешь - так и полопаешь". Что и есть свобода человека, как человека.

Да, трудящиеся сейчас не вполне свободны: им недоплачивают за труд, их рабочие места не вполне по способностям, некоторым вообще рабочих мест не досталось, есть социальные паразиты, но всё это не повод отказываться от имеющейся свободы, но повод бороться с указанными недостатками этой свободы. Тем более, что способ есть.

Вы же хотите утопии: совпадения рутинной, неприятной, но общественно необходимой деятельности трудящегося, со свободной - в охотку, по вдохновению - творческой деятельностью человека. Такое возможно только для очень узкого слоя общества - т.н. творческих работников, да и то не в полной мере - над ними всё равно висит "социальный заказ".

Reply

77dmk February 20 2020, 14:19:09 UTC
Не передёргивайте
И это вы мне говорите?!

я написал, что трудящийся осознаёт необходимость принуждать себя к полноценному участию в общественном разделении труда (в рабочее время) ради свободного потребления (деятельности по своему усмотрению) в нерабочее время
Угу - а ещё трудящийся (да и - нетрудящийся тоже!) должен принуждать себя поесть - ну, разумеется, исключительно ради полноценности жизнедеятельности, поспать (с тем же обоснованием) и сходить (пардон) в туалет, ага...

Да, трудящиеся сейчас не вполне свободны
"Не вполне" - это круто! В смысле - не (совсем) рабы? - хотя отношение как к "одушевлённому орудию" ("гномики ещё накопают") не так уж далеко и ушло...

всё это не повод отказываться от имеющейся свободы, но повод бороться с указанными недостатками этой свободыЖжОшь ( ... )

Reply

opiat_5x5 February 20 2020, 15:03:26 UTC
Свобода это осознанная необходимость определённых производственных отношений при данном уровне развития производительных сил. А кто не осознаёт этой необходимости, тот в тех же условиях считает себя несвободным, угнетаемым. Логично?
Это как один из стоящих на светофоре осознаёт, что это необходимо для обеспечения свободы передвижения обоим пересекающимся потокам (и ему в т.ч.), а другой не осознаёт этого и поэтому уверен, что светофор попирает его свободу.

Reply

77dmk February 20 2020, 15:32:00 UTC
Свобода это осознанная необходимость определённых производственных отношений при данном уровне развития производительных сил. А кто не осознаёт этой необходимости, тот в тех же условиях считает себя несвободным, угнетаемым. Логично?
Нет.
Образно: у посетителя казино есть вполне очевидный выбор между рулеткой, игровыми автоматами, карточными играми, костями - но результат (статистический) всегда одинаков: выигрывает - казино, и таким образом настоящая его свобода может проявиться единственным способом: не покупаться на по-сути навязанные (никто ведь не согласиться поменять местами игрока и крупье) условия игры - а выйти из игры вообще, в принципе ( ... )

Reply

opiat_5x5 February 20 2020, 16:54:45 UTC
То, что вы написали про светофор, это произвол (диктатура) одного и, как следствие, несвобода остальных. Т.е. это никакая не свобода, поскольку свобода это характеристика состояния общества в целом, а не какой-то его части. А вот я привёл правильный пример свободы: светофор обеспечивает свободу (равную возможность) передвижения для всех. Хотя по возможностям она у каждого меньше, чем у вашего диктатора. И люди выбирают именно её, а не утопию, что все они вместе могут вдруг стать диктаторами.

Что касается казино. Я ведь показал, что участие в общественном разделении труда гарантирует трудящемуся выигрыш (за счёт огромного увеличения производительности труда), по сравнению с неучастием - с трудом в натуральном хозяйстве. Даже с учётом того, что получать он будет не пропорционально выросшей производительности его труда. Почему, кстати, крестьяне с массово переходят работать в город и никогда наоборот. Так что ваш пример с казино подходит с точностью до наоборот.

Reply

77dmk February 20 2020, 17:42:22 UTC
То, что вы написали про светофор, это произвол (диктатура) одного и, как следствие, несвобода остальных. Т.е. это никакая не свобода, поскольку свобода это характеристика состояния общества в целом, а не какой-то его части.
Во-о-от!

А вот я привёл правильный пример свободы: светофор обеспечивает свободу (равную возможность) передвижения для всех.
Золотые слова - особенно "равную" - то так прямо бриллиантовое.

Хотя по возможностям она у каждого меньше, чем у вашего диктатора.
У моего диктатора?! - вы вообще о чём?

все они вместе могут вдруг стать диктаторами
Это вы про "диктатуру пролетариата" что ли? Бли-и-ин! "Когда вы говорите, Иван Васильевич, такое ощущение, что вы бредите". Ну - так вон у нас сейчас диктатура буржуазии - если вас пугает сам термин - и что же? - это же не мешает вам петь дифирамбы д'эффективным менеджерам...

участие в общественном разделении труда гарантирует трудящемуся выигрыш (за счёт огромного увеличения производительности труда), по сравнению с неучастием - с трудом в натуральном хозяйствеВо-первых - ( ... )

Reply

nipolin February 20 2020, 12:40:11 UTC
Красноречивая цитата.
Выбрал фрагмент: И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо отчего самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.

Выход из этого тупика состоит в развитии трудовых отношений.

Reply

77dmk February 20 2020, 12:51:55 UTC
Выход из этого тупика состоит в развитии трудовых отношений
ИМХО - нет.
Сами по себе трудовые отношения (наравне со всеми прочими) лишь отражают те или иные принципиальные общественные устои и закономерности.
Если социум строится на расслоённых-конкурентных-эксплуататорских основах - то как отдельные отношения ни "развивай" - всё равно в итоге "получится пулемёт".
Если в базу положены сотруднические принципы - то и результат будет соответствующий.

Reply

nipolin February 20 2020, 16:56:13 UTC
Трудовые отношения образуют основу общества.
Без них любая частная собственность - груда металла и т.п.

Reply

77dmk February 20 2020, 17:45:03 UTC
Трудовые отношения образуют основу общества
Вообще-то в первую очередь базу создаёт способ производства, а трудовые отношения - это уже следующая ступень (хотя и тоже в базисе).

Без них любая частная собственность - груда металла и т.п.
Частная собственность - это вообще не про металл - это специфические общественные отношения.

Но - в любом случае - к чему здесь вообще эти утверждения?

Reply


Leave a comment

Up