Свобода в коллективе

Apr 13, 2023 12:27

Продолжение Но есть и хорошие новости
Опыт А. С. Макаренко был чем-то легендарным, с чем идеология не знала, что делать. С одной стороны все чувствовали глубинное сродство этих опытов с основами учения, с другой - полное несоответствие его наличному практическому воплощению.
Очевидно, то, что соответствовало - был коллективизм-самоорганизация, в котором личность была свободна (при строгой дисциплине!) - свободная ассоциация.
А то, что не соответствовало - словестный и фальшивый, спущенный сверху коллективизм-принуждение - в несвободном государстве, когда индивид должен был жертвовать своими интересами во имя абстрактно-общих (а конкретно - бюрократических).

Сталин третировал художественные произведения Макаренко как полезные для пропаганды сказочки. Ненависть Крупской и всего педагогического официоза к нему была феноменальной: народнический индивидуализм старой интеллигенции органически не принимал дисциплину, а бюрократия - самоуправление.

Практика Макаренко не вписывается в узкую задачу воспитания детей, она создавала новые - коммунистические - производственные отношения.

1. Самоуправление, демократия - при централизме и единоначалии.

Стоит только отметить, что верховная власть в коммуне принадлежала общему собранию, и даже первый человек в ней - сам Макаренко - не мог отменить его решения и более того - мог быть лишен на собрании права голоса в случае своего упорства. И это была не игра и не теоретическая педагогическая выдумка.

2. О роли денег:

«...В хозяйственном коллективе, где слишком явны достижения труда, где слишком явное благополучие, где каждый рубль накопления сулит что-то на завтра, там уже не нужно стимулировать каждого человека его личной заработной платой.
...И коммунары интересовались не столько получением денег на руки, сколько уже накоплением их в сберкассе на будущую жизнь.
Последние нормы в этом отношении были такие. Во-первых, каждый коммунар из своего заработка 10 процентов отчислял в фонд совета командиров.
... Ни один коммунар за все годы, проведенные мною с ним, ни разу не выразил неудовольствия ни в скрытой, ни в явной форме, что 10 процентов его заработка идут в фонд командиров. Имейте в виду, что из этого фонда каждому коммунару, выпускаемому из коммуны, дается «приданое» - кровать, одеяло, пальто, полдюжины белья, костюм, то, что дает каждая семья своему сыну, когда он уходит от нее.
Этот фонд позволял руководить жизнью коммунаров, а такой фонд дороже стоит, чем тысяча наших педагогических аргументов, не проверенных в опыте.
Остальная часть заработной платы коммунаров обычно шла в сберегательную кассу, и считалось, что каждый коммунар, выходя из коммуны должен иметь в сберегательной кассе не меньше тысячи рублей.
… и наконец, небольшая часть денег выдавалась на руки как карманные деньги.»

Таким образом, существование в рыночной среде и, более того, сохранение пережитков товарно-денежных отношений, при такой организации не может повредить здоровью коммунистического организма.

3. Разделение труда.

«...Но в последние годы я не удивлялся, когда у меня мальчики 13-14 лет управляли группой фрезерных станков, где нужны и математика, и очень тонкое соображение.
Я уже не говорю, что здесь надо знать и качество материала, и качество резца, уметь читать чертежи и т.д. Рядом с мальчиком 14-15 лет, который уже сам прекрасный фрезеровщик и руководит группой фрезеровщиков, вы видите мальчика лет 16-17 - начальника цеха, правда, может быть, цеха более простого, а уже в 19 лет юноша руководит сложным цехом…Мальчики преобладали своими способностями конструкторов, а девочки - своими способностями к точности и организованности в сложных и ответственных процессах…

Коллектив, имеющий у себя завод и отвечающий за завод, много приобретает навыков организаторских, т.е. тех навыков, которые, может быть, наиболее нужны для гражданина Советского Союза. На каждом общем собрании, на каждом производственном совещании командиров, просто на сборах и группах, в цехе, во время будничного разговора всегда упражняется эта организаторская способность, и всегда коллектив привыкает требовать ответственности не только от каждого отдельного рабочего, но и от каждого коммунара как организатора.
...
Сначала была тенденция выдвигать во главу первичного коллектива наиболее способного, наиболее «блатного», наиболее волевого мальчика или девочку, атамана, способного держать всех в руках: командовать, настаивать, нажимать.
И вот в течение 16 лет я наблюдал, как эта тенденция выбора в качестве командира наиболее сильной личности, способной командовать, постепенно изменялась и как под конец во главе такого первичного коллектива, отряда (у меня обычно этот коллектив назывался отрядом) становился очередной старший, ничем не отличающийся от всякого другого.
В течение этих 16 лет, почти незаметно для меня и почти независимо от моих целей воспитания, такое изменение произошло, когда во главе отряда становился очередной старший.
В последние годы я достиг такого педагогического счастья, что мог любого коммунара в любом коллективе назначать старшим и мог быть уверен, что он будет блестяще руководить.»

Таким образом, сохранение на производстве технологического разделения труда, индивидуальная специализация в соответствии с личными наклонностями, возрастом и даже полом нисколько не препятствуют упразднению социального разделения труда. Не надо ждать, когда автоматизация полностью нивелирует всякий труд.

4. Ключевая роль революционного взрыва в перевоспитании для формирования новых установок личности.

«...Наши коммунары обращались к ребятам с такими словами:
«Дорогие товарищи, наша коммуна испытывает сильные затруднения в рабочей силе. Мы строим новый завод, мы пришли к вам с просьбой помочь нам».
И беспризорные были уверены, что это так.
Им говорили: «Кто не хочет, - может ехать дальше скорым поездом».
И дальше начинался тот метод удивления, который я хочу назвать методом взрыва.
Обычно ребята всегда соглашались помочь нам в нашем строительстве. В этой комнате они оставались ночевать. А на другой день в 12 часов вся коммуна с оркестром - у нас был очень хороший большой оркестр, 60 белых труб, - со знаменем, в парадных костюмах с белыми воротниками, с наивысшим шиком, с вензелями и т.д. выстраивались в шеренгу у вокзала, и, когда этот отряд, запахивая свои кафтаны, семеня босыми ногами, выходил на площадь, сразу раздавалась музыка, и они видели перед собой фронт. Мы их встречали звуками оркестра, салютом как наших лучших товарищей.
Потом впереди выстраивались наши комсомольцы, девочки, следом за ними шли беспризорные ребята, а потом шел еще взвод.
И вся эта группа шествовала очень торжественно по восемь человек в ряд.
Когда их приводили в коммуну, они отправлялись в баню и выходили оттуда подстриженные, вымытые, одетые в такие же парадные костюмы с белыми воротниками.
Затем на тачке привозилась их прежняя одежда, поливалась бензином и торжественно сжигались.
Приходили двое дежурных по двору с метлами и сметали весь пепел в ведро.
Многим моим сотрудникам это казалось шуткой, но на самом деле производило потрясающе материальное, если не символическое впечатление.
Из этих беспризорных, которых я собирал с поездов, я мог бы назвать только двух-трех человек, которыми не стали на надлежащие рельсы.
Но эти ребята никогда не забудут их приема на вокзале, этого костра, новые спальни, новое обращение, новую дисциплину, и навсегда у них останутся сильные впечатления.
Я привел один из примеров того метода, который я называю методом взрыва.
Этот метод продолжается и развертывается дальше во всей моей системе.
Эта система прежде всего заключалась в коллективе.
...
Поставленные перед необходимостью немедленно что-то решить, они не в состоянии заняться анализом и в сотый, может быть, раз копаться в скрупулезных соображениях о своих интересах, капризах, аппетитах, о "несправедливостях" других. Подчиняясь в то же время эмоциональному внушению коллективного движения, они, наконец, действительно взрывают в себе очень многие представления, и не успевают обломки их взлететь на воздух, как на их место уже становятся новые образы, … первые элементы гордости и первые сладкие ощущения собственной победы.»

5. Технология "сводных отрядов".

Каждая ячейка (макаренковский отряд) автономна. Если на этом остановиться, получаем анархию, коллективную собственность как разновидность частной. Всё это многократно испробовано и показало неэффективность и нежизнеспособность.
Нужна централизованная структура для решения общих задач, выполнения общих работ, планирования, принятия решений - эти функции обычно выполняет государство. В коммуне эти функции выполняют сводные отряды. Центральный властный орган - совет командиров - всего лишь разновидность такого отряда. Т.к. командир в совете - всего лишь представитель отряда, его может заменить любой член отряда, если явится на заседание вместо командира (по решению отряда), - вопрос о его полномочиях совет не должен волновать. Прочие сводные отряды создаются под решение конкретных задач и до их выполнения.
_____________

Разумеется, сам Макаренко не понимал значения своего дела. Как и все окружающие, он думал, что из малолетних преступников делает полноценных советских граждан, будущих строителей коммунизма - ведь вся страна строит коммунизм. На самом деле с разрушением первичного коллектива (очень важное понятие для метода Макаренко) погибал и элемент коммунизма, который только и может существовать в коллективной форме. Выпускники же попадали в протобуржуазную советско-мещанскую среду, в которой растворялись без следа.

Следует заметить, что первичный коллектив - это то, что заменяло семью, или же и было прообразом более высокого типа семьи. (отсылка к «Противоречия семьи»)

против идеологии

Previous post Next post
Up