Гегелевские отрицания: абстрактные, детерминированные (определенные) и абсолютные

Apr 13, 2023 11:08


Что Гегель подразумевает под отрицанием? Как его три отрицания соотносятся с нашими повседневными представлениями о такой структуре или динамике? Как и все гегелевское, оно не такое уж чуждое, как кажется на первый взгляд, более того, оно ближе к тому, что мы подразумеваем под понятиями отрицания, чем наши стандартные фиксированные понятия.
В науке логики понятие отрицания сосуществует с понятием реальности как определенной (специфической) формы определенности или качества. Реальность - это непосредственное тождественное утверждение качества, тогда как отрицание - это опосредованное различие качества.
Абстрактное отрицание
То, что является абстрактным отрицанием , просто таково: то, что лишено любых связей или контекста, то, что отделено и остается только с подтверждением, что оно не есть.Чистое абстрактное отрицание - это устранение всех определенностей , всех связей , всего контекста. Абстрактное отрицание как таковое - это чистое Бытие / Ничто, которое остается нам, когда мы совершаем такой познавательный акт и созерцаем наш результат. Эта односторонность негативности, стоящая особняком как отрицание без отношения, как раз и является значением ее абстрактности, ее разделенности как непосредственности без явного опосредования.
Бытие - это абстрактное отрицание, ибо это то, что остается, когда все, что мы оставляем, является продуктом отрицания деятельности самой по себе и рассматриваем ее как объект, т. е. когда мы отрицаем определенность всех реальностей (бытия), когда мы отрицаем то, что отличает их как разных, мы остаемся только с этой голой абстракцией, которая является результатом такого крайнего отрицания. Когда все уходит, что остается? Ничего, кроме деятельности отрицания-негативности.Все, что остается, - это, с одной стороны, чистая сила отрицания, а с другой - кажущийся неуместным фактор всего того, что было отрицано. Это чистое Бытие , лишенное всякой определенности, всех различий, всех деталей, есть Ничто.Все, что остается в этой абсолютной абстракции, - это отсутствие содержания и формы вообще. Бытие и Ничто - это чистая негативность, считающаяся и объектом и деятельностью. Как объект (бытие) это отрицание, а как деятельность (Ничто) это негативность как таковая.
Рассмотрим цветок:
Абстрагируйся от своих знаний о растении и всем, что с ним связано, полностью абстрагируйся от мира как чувственной памяти, так и знания, естественного познания и его заданных различий в многообразии интуиции. Перед вами одинокий объект, мы еще не знаем, что такое. Что это? Что можно сказать о том, что еще предстоит определить и еще не опосредовано, о не связанном ни с чем? Это есть. В том, что это есть , мы не находим ничего о чем иожно подумать, когда у нас нет доступа к нашему точному воспринимающему познанию, способностям, которые порождают для нас различия в пространстве, времени, форме и мириады чувственных интуиций. Это абстрагирование от всех отношений, всего опосредования - это то, что мы постулируем как формальную логическую операцию ~ P (не P). Мы обнаруживаем, что остаемся с простым отсутствием, которое при воспоминании предстает как то, что мы узнаем и называем Ничем. Все, к чему добавляется оператор ~ (не), тем самым сводится к нулю, поскольку из него вычеркивается всякое определение и оставляет нас с несвязанным отсутствием. Если ~ P, то ... ничего.
Абстрактное отрицание - это просто: {отрицание}, сведение всего к ничто посредством устранения всех отношений.

Детерминированное (определенное) отрицание
В гегелевской терминологии детерминированность - это Бытие с небытием, это единство Бытия и Ничто как самого бытия или Бытия в силу его противоположности своей противоположности Ничто. Если абстрактное отрицание - это само отрицание, абстрагированное как абсолютно отдельное, то определенное отрицание - это отрицание в отношении, оно опосредовано. В детерминированном отрицании ~ P не Ничто, это не отсутствие любого определения, а скорее явная оппозиция P, которая исключает другое, или Бытие, которое явно не является Ничем, и наоборот. У нас есть либо P, либо Q. Если ~ P, то Q, если ~ Q, то P. Точнее, то, что находится в детерминированном отрицании, есть P через ~ Q, т.е. P есть именно в том смысле, что оно равно ~ Q, или P = ~ Q.
Категория отрицания как таковая выступает как один из моментов существующей или специфической детерминированности, ей противостоит реальность. Отрицание предстает у Гегеля как определенное, как противопоставление отдельных элементов, связанных их взаимным небытием по отношению к другому. Реальность - это утвердительная непосредственная определенность (единство Бытия и Ничто есть), а отрицание само по себе является противоположной определенностью непосредственного неутверждения (единство Бытия и Ничто не есть).). Мы обнаруживаем, что понимаем под утвердительными качествами столько же, сколько и под отрицательными. Определенные отрицания не оставляют нас ни с чем, но говорят нам что-то, например, будучи белым, объект не является черным. Цветок красный, яркий, высокий, мягкий и т.д.; он не черный, тусклый, короткий, твердый и т.д. Зная, чем является вещь, а чем нет, мы знаем о ней нечто реальное и негативное.
Только через противопоставления-отрицания - вообще появляются определения, формы, различия и переживания. Абстрактное отрицание нам ничего не говорит, но детерминированное отрицание исключает, например, поскольку что-то есть, оно есть в этом определении, а не другое, которое ему противостоит. Либо что-то реально, либо это отрицание; либо это есть, либо нет; либо это возникает, либо перестает существовать и т.д. То, чем нечто не является, признается только как исключенное из того, что оно есть. Цветок заключается в том, что он не является листом, стеблем, животным или чем-то еще, что может ему противостоять и отличаться от него. Реальность и отрицание исключают друг друга, утверждают только то, что, будучи одним, другое таковым не является.
Определенное отрицание - это просто: {реальность} ~ {отрицание} или бытие через небытие {отрицание} ~ {отрицание} , утверждение через отрицание и, таким образом, явное исключение противоположного. Только в структуре реального различия проявляется негативное как таковое, то есть только в том, что противоположности проявляют себя как противоположности своих противоположностей. В том, что противоположное противостоит , оно отрицает и само отрицается. Отрицание - структура этого взаимного отталкивания.

Абсолютное отрицание
Если детерминированное отрицание является прямым исключением, то абсолютное отрицание - это утверждение как реальность отрицания через отрицание, или это единство имманентной оппозиции к самому себе, а не к внешнему другому. Абсолютное отрицание - это не бытие в противоположность небытию, а бытие через небытие. Это точка зрения, с которой само отрицание находится в пределах своего собственного процесса и структуры. Отрицание - это базовая опосредованность непосредственности, концептуальная структура и динамика, которая улавливает ее различие или способ распада Бытия. Когда отрицание и реальность, которые, как показывает их собственная диалектика, являются одним идентичным процессом, снимаются, они оказываются в самой структуре отрицания: отрицания отрицаются, они различаются внутри одного целого.
Непосредственность сначала проявляется в ее идентичности, а не в ее различии. Что я в первую очередь замечаю в яблоке, так это его непосредственные объединяющие качества, и только во вторую очередь я замечаю его негативное отличие от других вещей, но это не вопрос метафизической необходимости; это просто произвольность перспективы. Я мог бы с таким же успехом заметить обратное и был бы ничуть не хуже в знаниях и практических способностях. Когда я перехожу к негативному, то есть к различию, я знаю и думаю о вещах как о отрицаниях друг друга, а не тождествах самих по себе.


Фото не мое.
Я иду от непосредственности яблока как единого целого к его различию, его определенным отрицаниям. Я нахожу, что яблоко - это не на самом деле что-то одно, это много вещей. Я могу зайти так далеко, что разобью это на каждый маленький атом, и я могу заявить: яблока нет, на самом деле есть только атомы. Эти атомы являются отрицаниями, которые скрывались в реальности непосредственного яблока. Вот что такое яблоко под абстрактным отрицанием, это ничто. Я решительно отрицаю яблоко, когда определяю, что это не овощ, не животное и т.д. Я постигаю яблоко под его абсолютным отрицанием, когда я понимаю его не в абстрактном отрицании, и не просто в определенном отрицании, а в единстве противоположных элементов, т.е. это различенное единство. Яблоко есть и его нет, оно одно и много, оно различно в своей идентичности, части есть из-за того, что есть целого, а целое - из-за того ,что есть части. Здесь яблоко не сводимо ни к одной, ни к другой стороне негативной оппозиции. Это не целое, которое не является своими частями, и не части, которые не являются своим целым - это целое в силу того, что они являются этими частями в их взаимосвязанном имманентном единстве. В абсолютном отрицании отрицаемое оказывается имманентным, а не внешним, т.е. внешность является внешней по отношению к внешности, или: отрицание отрицается.
То, что в какой-то момент кажется реальностью, оказывается отрицаением в качестве реальности, а отрицание оказывается реальным в отрицании, так что противоположности являются одинаково негативными и утвердительными одновременно  как реальность / отрицание, которые противостоят равной противоположности как реальность / отрицание. Впервые  это получает явное признание в науке логики в ином . Концепция иного заключается именно в том, что иное является иным по отношению к иному . Инаковость находится в негативном единстве с собой внутри себя, я.е. это инаковость в противоположность самому себе  как ее собственное оперативное содержание, и это именно ее позитивное бытие. В том смысле, что иное принимается таким, какой он есть на самом деле, как иное только через отношение к своему иному, это нечто, абсолютное негативное единство инаковости именно в ее полном определении, как {иное{иное}}.
Выражаясь чистым языком отрицания: отрицание действительно является отрицанием отрицания, т.е. само отрицание подпадает под свою собственную структуру, оно само отрицается. {Отрицание} ~ {отрицание} само по себе находится в структуре отрицания, вот почему отрицание удваивается само по себе, и нужно сказать, что отрицание отрицается - абсолютная негативность. В Качестве отрицание заключается в исключении своей противоположности, реальности, точно так же, как реальность в ее отрицании. Исключая отрицание, реальность сама по себе негативна, а исключая реальность негативность  реальна. Когда мы приходим к признанию того, что отрицание - это не плоское противопоставление несовместимых, когда у нас есть то или иное в один момент, но фактически это имманентное самопротиворечие , когда противоположное уже находится в нашем начале и является его частью, мы приходим к пониманию того, что такое абсолютное отрицание на самом деле. Отрицание не вторично, а является отражением непосредственного отрицания, которое его скрывает, и эта непосредственность является реальностью.
Противоположное - это противоположность противоположному. Магнит, например, - это объединенное противоречие его полюсов, происходящее из одного единственного бытия и реального движения, которое проявляется только как две несовместимые противоположности, положительный и отрицательный полюса. Целый магнит - это отрицание отрицания, абсолютное отрицание, негативное единство, различие самотождественного. Абсолютное отрицание - это бесконечное движение, которое является его собственным самоотталкиванием и которое в своем отталкивании находит свое единство. Отрицание существует только потому, что оно само отрицается противоположностью, так что  только в этом конститутивном самоотношении негативного. Положительный заряд только в том, что он отрицает отрицательный заряд, и наоборот, и все же эти два полюса не уничтожают друг друга, оказавшихся в одном отрицательном единстве , как магнит.
Понимание абсолютного отрицания встречается редко и осложнено по одной простой причине: оно редко очевидно само по себе. В понятиях мы должны проделать работу по рассуждению с помощью диалектики, чтобы осознать, что существует негативное отражение - редко у нас есть такое понятие, как инаковость , которое так ясно представляет нам эту истину. Еще реже это проявляется в конкретных вопросах, где сами понятия отрицаний, противоречий как диалектики и негативного единства становятся все более трудными и громоздкими в использовании, так что, когда мы говорим о нашем повседневном опыте, это кажется довольно бессмысленным, если не прямо глупым. Как мы можем говорить о садовом растении как об отрицании отрицания с невозмутимым лицом, как будто те, кто внимательно слушает нас в надежде на ясное знание, действительно могут поверить, что это раскрывает глубокое знание вещей? Все подлинные единства сняты и абсолютно негативны, но наш мир находится далеко за пределами таких упрощенных категорий, как "отрицание" и "противоречие".
Абсолютное отрицание - это всего лишь это: {отрицание{отрицание}}. Это абсолютно в том смысле, что оно ссылается только на себя (отрицание относится к отрицанию) и ни на что другое, и оно не требует никакого другого. В этом отношении ни одно из отрицаний (реальность ~ отрицание) не превосходит другое, каждое в равной степени является и снятым и снимающим , но бытие этой структурной динамики есть негативное единство отрицания по отношению к самому себе и, таким образом, само проявляет свою негативность как позитивность, ибо это одно непреходящее целое, которое существует через части, через фрагментацию, через отрицание, которое есть различие. Вот как отрицание отрицания становится синонимом единства или идентичности в различии.
https://youtu.be/nFZzOq9zwEU

PS

Три различных вида гегелевской диалектики

1. Бытие: Исчезновение (непосредственность)
2. Сущность: Рефлексия (опосредование)
3. Понятие: Самоопределение (тотальность)

https://youtu.be/ChGW2gmjY_o

бытие, Гегель, hegel, философский ликбез, dialectics, диалектика, отрицание, ничто, философия, логика, negation, качество

Previous post Next post
Up