Еще раз про любовь

Feb 03, 2012 22:20

Готовлюсь к семинару в воскресенье. Перечитываю свою статью, в которой сравниваю образы одиночек в западном кинематографе и в советском/постсоветском. Вспомнилась одна из очень любимых картин 1968 года "Еще раз про любовь" по пьесе Радзинского с Дорониной и Лазаревым. Этот фильм часто является поводом для, в частности, феминистского анализа. В связи с ремейком "Небо. Самолет. Девушка", где в отличие от первоисточника, субъектом киноповествования становится женщина. Но я сейчас не об этом.
В старом черно-белом кино очень "похоже" рассказывается о любви. А еще более похоже в пьесе. И там речь идет о том, что уже не юная женщина имеет за плечами опыт отношений, которые не привели к браку. Она знакомится в ресторане, куда пришла одна (!) с интересным мужчиной. И в эту же ночь остается у него. Что для повседневной советской морали и отражения ее в искусстве - скандал. (Мне очень симпатично, как Доронина говорит Евдокимову, что сама себе все дарит, но я опять не об этом). И вот эта женщина хочет жить, следуя своим желаниям, но она боится, что ее будут осуждать за ее желания. И ее осуждают.
Но о чем, собственно, я? Кто помнит фильм(ы), знает, что героиня Дорониной погибает. Дело движется к хэппи-энду, мужчина влюблен и желает связать свою судьбу с возлюбленной, но она спасает пассажиров горящего самолета ценой собственной жизни.
Мне не нравится идея убивать героиню со времен Анны Карениной. Не смотря на то, что в жизни всяко бывает, я считаю, что убить героиню в финале - это путь наименьшего сопротивления в драматургии. Броско, эффектно, драматично. При всем уважении к великим авторам.
И я стала думать, а что этой смертью хотел сказать Радзинский. И вспомнила, почему, собственно, Наташа погибла.
Она погибла потому, что слишком много летала. А летала потому, что ей было негде жить. Она поругалась с мамой из-за того, что стала ночевать у мужчины, который не муж. И, "долеталась", в общем. Такая вот интенция. У советских женщин в кино не было такого временного пространства - осмысленного одиночества. Если героиня случайно оказывалась не замужем, она или погибала, или в электричку ей подсаживали Гошу. (Кстати, самый, на мой вкус, отвратный вариант Прекрасного Принца, с этим его "на том простом основании, что я мужчина"). Если вспомнить такие фильмы, как "Весна", «Служебный роман», «Москва слезам не верит», "Одиноким предоставляется общежитие", "Одинокая женщина желает познакомиться", можно обнаружить не шибко запрятанное сообщение: будь хорошей девочкой и в финале дадим тебе хорошего мужика. Я не говорю, что наличие хорошего мужика - лишнее. Я о том, что образы все однотипные. И совпадать с ними совсем не хочется.
В таких условиях нужна особенная смелость, чтобы делать выбор не в пользу традиционного жизненного сценария. Только где ее брать?

одиночки в кино

Previous post Next post
Up