"ранее всего", "гостевой дом" - это бабушка ещё надвое сказала - лишь бы к созвучному гостю привязать, да объявить по- "приставкой".
[Spoiler (click to open)]vac [вак] (вепс.), vačča, vačču [вачча, ваччу] (карел.), vattš [ваттш] (людик.), vatsa [ватса] (фин., ижор.), vats, р.п. vatsa [ватс, ватса] (эст.), vattsa [ваттса] (водск.) - брюхо, живот, пузо, утроба; vakk, р.п. vaka, ч.п. vakka [вакк, вака, вакка] (эст.), vóka (лит.), vāks (лтш.), vakā (ливон.), vakka [вакка] (водск., фин., ижор.), vakku [вакку] (карел.) - короб, лукошко, поклажа, мешок, сундук (напр., annivakk (эст.) - свадебный короб ~ дарный сундук; kasetohust vakk (эст.) - берестяной короб; kaanega vakk (эст.) - короб с крышкой; reisivakk (эст.) - дорожная поклажа); Ср. саркофаг[Spoiler (click to open)] (якобы «пожиратель плоти», по созвучию из греческого: «Происходит от др.-гр. σαρκοφάγος [sarkofágos, саркофагос] «плотоядный», из σάρξ [sárx, саркс] «мясо, плоть, тело» + φαγεῖν [fagein, фагейн] «есть, пожирать». Настораживает, однако, наличие однокоренных: Sarg [сарг, сарк] (нем.) - гроб; puusärk [пуу сярк] (арх. эст.) - гроб (досл., "деревянная сорочка"). Как видим, окончание -ФАГ в саркофаге хорошо объясняется и без греческого "пожирания" (равно как и лотофаги стали "пожирателями лотоса" лишь по созвучию в греческом, а до перенесения мифа на юг были просто "дезертирами", "лодырями" - эст. lodevakas: https://new-etymology.livejournal.com/181921.html ) Плоть - это и платье, не только плоть самого человека: särk [сярк, сарк] (эст.) - сорочка; serk [серк] (норв.) - женская сорочка, рубашка (с короткими рукавами); sark, serc [сарк, серк] (шотл., арх. англ.) - нижняя сорочка, нижняя риза; साड़ी [sari, сари] (хинди) - сари, женское платье; Ср. сарафан; sarge (ит.), serge (фр.), sirkek (монг.), silkek (кит.), silk (англ.) - шёлк; sarcina [сарцина] (лат.) - связка, поклажа; sero [серо] (лат.) - вязать; σαργανη [сарагани] (гр.) - жгут, шнурок; плетенка, корзина; сяргь (ингуш.) - прут; саьрг (ингуш.) - провод; сара (чечен.) - хворостина, прут, плеть; проволока; sara, sarj, sari [сара, сарьй, сари] (самодийск.) - связывать; узел; сарылу (тат.) - наматываться, виться, обвиваться, льнуть, прильнуться, обнимать, обхватывать, вешаться (на шею), обступать, обступить, липнуть, прилепиться; սիրել [sirel, сирел] (арм.) - любить; սեր [ser; сер] (арм.) - любовь; sarı(maq) [сары(мак)] (азер.), sar(mak) [сар(мак)] (тур.) - мотать, крутить; [sara] (санскр.) - связка, шнур, бечевка, тесемка, завязка, нить; [ser, sir; šita / сер, сир; шита] (шумер.) - связывать; привязь.
также эст. vakk - лоф, архаичная мера сыпучих тел (напр., vakk rukkeid (эст.) - лоф ржи; vaka all hoidma ~ pidama держать под спудом). Ср. вакф (араб. وقف - букв. «остановка», «приостановление», «удержание»), вакуф - в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели (доверительный траст);[Spoiler (click to open)] В вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакф не могут быть переданы деньги). Посвящающий своё имущество в вакф называется учредителем вакфа. Законный вакф, основанный на мусульманском праве, предполагал полную утрату учредителем прав на переданное имущество. Обычный вакф (в отличие от законного, называвшийся вакфалет) закреплял за потомками учредителя право получения части дохода от вакфа. Аналогии, иногда проводимые между вакфом и отношениями доверительной собственности, достаточно ограничены (вакф ближе к англосаксонскому трасту). На имущество, переданное в доверительное управление, может быть наложено взыскание; вакф же неотчуждаем. Возникновение вакфалета («обычного вакуфного права») объясняется в том числе стремлением собственников оградить имущество от широко практиковавшихся на Востоке захватов, конфискаций и произвола властей. Тем самым вакф служил известной гарантией спокойного пользования имуществом. Сам институт траста появился в XII-XIII веках в Западной Европе под воздействием вакфа, с которым столкнулись крестоносцы. Создание вакфа возможно в письменном виде или путём публичного оглашения в мечети. Вакф вступает в силу немедленно и не может быть отозван. Для управления вакфом назначается особое лицо (мутаваллий); учредитель может указать способы расходования полученного дохода. В Османской империи использовалась практика назначения мутавалли самого учредителя или его детей для гарантии получения дохода. Возможна передача имущества в вакф в завещании, но в этом случае не может быть передано больше 1/3 состояния. Впервые появился в VII-VIII веках в Халифате и распространился на все мусульманские страны. С XI века вакф становится заметным в жизни общества. Надзор за правильностью расходования средств осуществлял кади или попечитель (назир). При Фатимидах в Египте возникли специальные ведомства по надзору над вакфами (диван аукаф, диван хубус). С XII века вакф стал основным источником средств для мусульманских культовых учреждений. В XIX веке треть всех земель Османской империи входила в вакфы. Вакф сохранился до настоящего времени в Саудовской Аравии и Израиле.
Ср. также с семантикой "доверия", как и у траста: vaға, vafa (арх. тюрк.) - верный, честный, добросовестный, надёжный. vaga, vagane [вага, вагане] (эст.) - благочестивый, безгрешный; святой, священный, смиренный; vagadus [вагадуз] (эст.) - смирение, благочестие.
От vakk, р.п. vaka, ч.п. vakka [вакк, вака, вакка] (эст.) - короб, лукошко, поклажа, мешок, сундук - считается происходящим: vakus, р.п. vakuse [вакус, вакузе] (эст.) - ваковый округ в феодальные времена, объединявший от нескольких десятков до сотни хуторов (семейных ферм):[Spoiler (click to open)] "...К концу железного века сформировалась система административного деления. Основной административно-территориальной единицей в древней Эстонии был кихельконд, которых насчитывалось, в общей сложности, около 45. Они состояли из ваковых округов, в которые входили от нескольких десятков до сотни хуторов (семейных ферм). Кихельконды объединялись в мааконды. К началу XIII века их было восемь: Вирумаа, Ляанемаа, Рявала, Сааремаа, Сакала, Уганди, Харьюмаа, Ярвамаа. Основной социально-экономической единицей была семейная ферма. К X-XIII векам сложилась раннефеодальная структура общества, где во главе земель стояли старейшины и предводители военных дружин. Культура этого периода отразилась впоследствии в эпосе Калевипоэг..." aj selle üksuse koormiste feodaalile tasumise päev - сходка крестьян вакового округа; sügisesed vakused - осенние сходки крестьян вакового округа. Ср. pag, pagus - паг, пагус - в древнеримской истории округа общин или племен, имевшие скорее географическое значение; волости с несколькими разъединенными поселками, виллами, имениями; Ср. раgаsts (лтш.) - крестьянское собрание для уплаты налогов; погост (рус.) - церковная община, приход, подворье князя и его свиты при налогообложении; [Spoiler (click to open)]N.B. по созвучию Фасмер выводят из гость, гостить, погостить - это народная этимология.
Да, погост - также постоялый двор - однако данное значение стоит сравнить с: pagu, pao, pakku, pagude, pagusid [пагу, пао, пакку, пагуде, пагусид] (эст.) - бегство, побег; убежище, приют; Ср. пагода; page(ma), page(da), põgene(ma) [паге(ма), паге(да), пыгене(ма)] (эст.), pagõ(ta) [пагы(та)] (водск.), pae(ta) [паэ(та)] (фин.), pae(da) [паэ(да)] (ижор.), paita [паита] (карел.), page(ta) [паге(та)] (людик., вепс.) - обратиться в бегство, бежать, убежать, сбежать; спрятаться, укрыться, скрываться (напр., pageme tagaajajate eest (эст.) - бежим от преследователей; ratsanik põgenes tagaajajate käest (эст.) - всадник ускакал ~ скрылся от погони; mees pages paadiga Rootsi - мужчина бежал на лодке в Швецию; pages oma tuppa pakku (эст.) - он укрылся в своей комнате) - См. бег и Пегас: https://eesti-keel.livejournal.com/206871.html Возможны контаминации.
N.B. поск. ПОГОСТ, он же латинский PAGUS, он же эстонский VAKUS был прежде всего владением (волостью, воеводством), коллективным или княжеским, то правильнее искать корневое в следующем поле: