Отпуск с палаткой в горах. Как пережить грозу под Эльбрусом (ч.5)

Aug 23, 2015 03:16

Эльбрус, что ни говорите, жемчужина не только Кавказа - это самая высокая вершина Европы. Огромная, довлеющая над всем хребтом двуглавая гора ежегодно, как магнитом, притягивает к себе тысячи альпинистов, туристов и просто зевак. Многочисленные ледники Эльбруса дают начало множеству рек, в том числе Кубани. Эльбрус - классический вулкан, и самые жаркие споры идут на тему того, затопит ли Москву, если вулкан опять проснется. Судя по количеству горячих источников в Приэльбрусье, вулкан не потух, а именно спит. Помню, как мой замечательный знакомый, зав.лабораторией прикладной геофизики и вулканологии Института физики Земли РАН, профессор Алексей Собисевич весьма оригинально (с точки зрения не специалиста) выразился на этот счет: "Извержение Эльбруса будет обязательно. Как скоро? Достаточно, в ближайшие 10 тысяч лет - точно". В данном случае меня очень порадовал тот факт, что мы с учеными мыслим разными категориями времени! Ну, а пока катаклизма не случилось, мы с удовольствием ездим к Эльбрусу через плато Бийчесын. Если вы устали от цивилизации и хотите в полной мере насладиться природой, это замечательный вариант: пасущиеся стада и очень редко проезжающие машины будут вашими единственными спутниками на многие десятки километров.




В эту нашу поездку ничто не предвещало неожиданностей. План был очень простым - мы приезжаем на плато, разбиваем лагерь в живописном месте и ждем у моря гор погоды, пока не откроется во всей красе Эльбрус. В Карачаевске докупили необходимые мелочи и рванули вперед. Без проблем зашли на перевал Гумбаши и ушли на плато по грунтовке. Проблемы начались несколько позже, когда мы уже порядком продвинулись вглубь плато. Небо, которое и так было пасмурным, вдруг резко нахмурилось тучами.




Мало того, что тучи закрыли нам всю красоту, так они же грозили нам дождем. А ночевать под ливнем мы были не готовы. К тому же, температура воздуха была совсем не летней, а ночью напрогнозили аж целых +5С. В общем и целом, нам нужно было срочно искать место для палатки. Желательно, в пещере, не занятой медведем. Мы ехали и ехали дальше, но, если вы успели прочитать мой предыдущий пост про поездку в эти места, то, наверное, заметили, как ранее и мы сами , что зона альпийских лугов лишена каких-либо укрытий, деревьев и прочих излишеств.




Ну просто совсем-совсем никаких укрытий




Навстречу нам проехали аж целых три машины, они торопились убраться с плато, мы же, как самые отчаянные, продолжали углубляться, веря в мифическую удачу и рассчитывая найти в скалах место, подходящее для ночевки. В конце концов, у нас с собой были зеленчукские дрова - не замерзнем! Мда, тогда холод казался нам самой большой проблемой...
С парочкой водителей перекинулись словами, выглядело это довольно смешно:
- Добрый вечер! Вы не подскажете, есть ли где поблизости местечко, где можно переночевать с палаткой?
- А вы за грибами?
- Нет!
- За черникой?
- Да нет!
- (немой вопрос в глазах)
- Мы путешествуем! (а я себе под нос: мы, блин, психи ненормальные, едем за фотографиями!)
Оба экипажа, как могли, на пальцах рассказали нам, как проехать к какому-то роднику. Ну что ж, они люди бывалые, местность знают получше нашего - едем к роднику. Ранее мы никогда не сталкивались с проблемой выбора дороги в этой местности - на плато все дороги так или иначе сходятся и расходятся в районе маслозавода, а вот у хребта каждая ведет в свое ущелье и, фактически, является тупиковой, если заедешь не туда - потом придется выбираться обратно, а ведь там асфальта нет и времени уйдет немало.
Временами тучи как бы поднимались, все вокруг светлело и казалось не таким мрачным. Поэтому в такие моменты мы только поддавали газу.




Где-то там, прям перед нами, Эльбрус. Но тучи закрыли не только его, но и вообще всё, что можно увидеть, ни кусочка хребта, ни одной вершинки... я, к примеру, вообще потеряла представление о местоположении, а навигатор показывал жизнерадостную зеленую стрелку посреди необъятного белого поля - с его точки зрения вокруг нас вообще ничего не было.
Но, наконец, местность начала немного меняться и появились кусты, а ложбинки стали не только более изрезанными, но и покрылись каменистой россыпью, порой настолько крупной, что приходилось сильно потрудиться, чтобы проехать. Всё говорило о том, что мы почти у хребта.




Преодолев кучу каменных глыб и форсировав пару рек, мы очутились в узкой ложбинке у подножья очень крутого холма, покрытого карликовым лесом, кругом валялись огромные глыбы камней и, сюда по всем приметам, именно сюда нас и отправляли. На склоне стоял уазик и рядом были люди. Ну надо же, это нам повезло! Пока Олег ходил здороваться, я отсиживалась в машине - было очень холодно и очень влажно. А когда меня позвали, я долго выковыривалась из салона - машина стояла под таким уклоном, что можно было выйти, нечаянно оступиться и покатиться кубарем вниз. Ребята оказались охотниками, которые ни на что не наохотились и пошли собирать грибы. Да, в горах грибов и ягод просто навалом! Просто они не растут в вечных снегах или в зоне альпийских лугов. Зато в лесистой части гор чего только нет! Наши новые знакомые собирали исключительно "благородные" грибы и на неурожай не жаловались. Они же скептически отнеслись к варианту размещения в этом месте палатки - ну, мы и сами уже видели, что местечко мокрое, очень скалистое и с защитой от дождя тут очень слабо, скажем прямо - никак. На вопрос - а куда же бедному крестьянину туристу податься, выдали два варианта: еще выше, на горное плато, или в местечко, название которого мы услышали впервые: Джилы-Су. На плато есть огромные пальцевидные скалы, между которыми можно укрыться, но там ночью очень холодно (тут я опять подумала, что обогреватель для палатки нам все-таки нужен). А главное, что там много волков и медведи тоже не редкость. Волки меня как-то не сильно напрягли (вполне возможно, что напрасно), а вот медведи дело серьезное - не раз приходилось слышать от охотников, что увидеть или услышать медведя можно только тогда, когда он сам этого захочет и, соответственно, уже будет поздно. Еще одна фраза, запавшая в память: "Медведь - хозяин на своей территории, он придет, когда захочет, и возьмет все, что сочтет нужным. И дай вам Бог пережить эту встречу". В общем, причина "для подумать" нешуточная, плюс холод - и мы решили ехать в Джилы-Су, где, по словам грибников, много людей с палатками.
Очень небыстро, но из ущелья мы выкарабкались, встретив по дороге единственную машину - на выглядевшем развалиной уазике пожилой мужчина вез баранов. И по камням эта "развалюха" скакала куда более резво, чем наш крокодил. Водитель подтвердил информацию о том, что в этих местах не укрыться, что нужно выбираться, потому что сейчас грянет гроза.



Про грозу нам говорили и грибники. Рассказывали, какой бывает град в эту пору в горах - такой, что потом с трудом дверь машины открываешь, потому что ее завалило снегом. Про выбитые стекла и побитый кузов вообще речи нет, это дело обыденное. Но тут же сказали, что град бывает в первой половине дня, а тут дело к вечеру и беспокоиться не стоит. Информация нас не очень порадовала - мало того, что погода дрянь, холодно, волки с медведями, а тут еще и град. Ну и ну!



А тем временем тучи сгустились очень плотно. На фотографиях это выглядит не слишком впечатляюще, но, поверьте, в безлюдной местности без укрытий это все ощущается совсем иначе.




Прямо за этим облаком - Эльбрус. Мы даже видели столб солнечного света в разрыве туч!



Тучи все сжимались, опускались, ветер все усиливался. По дороге бежал одинокий жеребенок - он чувствовал приближение бури и спасался, как мог, только отстал от табуна. Он очень нас испугался и никак не решался пробежать мимо машины. Пришлось нажать на газ, чтобы отъехать.




И, наконец, оно грянуло! И не просто так, а тем самым градом, которого уже не должно было быть. Сыпануло резко, сильно и застало нас на плато - деваться было некуда. Максимум, что мы смогли сделать - поставить машину под уклон мордой вниз, подставив граду задний борт кузова - если уж побьет градом, то пусть его, потому что искать лобовое стекло тут негде. За минуту местность полностью преобразилась.




Град сыпал минут десять, благо, не сильно крупный. Когда он закончился, мы осторожно перевели дух... но тут пришла вторая волна - и град был в два раза крупнее! Мы сидели и курили, наблюдая все это через мокрые окна и думая о том, как же отсюда выбираться. Когда нас накрыло третьей волной града, я лично подумала, что без повреждений нам не обойтись - градины слипались по 4-8 штук в кубики с острыми гранями и долбили по машине, что есть сил. Машину было жалко. И тут вспомнился жеребенок - вот уж кого жалко, так это бедных животных!
После третьей волны град, наконец, закончился. И начался ливень. Все дороги моментально превратились в бурлящие реки - увидеть какие-то препятствия или ямы стало невозможно, наша скорость снизилась до минимума. И тут началась гроза. Нет, не просто гроза - а очень и очень сильная! Прямо над нашей головой! Фотографий нет и не могло быть - поверьте, в тот момент фотографии это последнее, о чем мы думали. Молнии били почти непрерывно, небеса громыхали, все вокруг сверкало, кругом текли потоки воды, щетки дворников работали без остановки. Когда молния впервые удалила в землю рядом с нами, у меня сердце ушло в пятки - это было очень близко, очень страшно и совершенно бесшумно, только сухой треск. А если она ударит в машину? А если в ручей, по которому едет машина? Антенну мы сложили еще до града, но на этом плато мы - как торчащий гвоздь в доске, нет ничего выше нашей крыши! Мы рванули изо всех сил. Куда? Да неважно, лишь бы выбраться. Ехали на свет - видимость была очень низкая, но понять, где светлее, еще можно было. Но куда бы мы ни ехали, молнии били и били и у нас над головой, и в землю по кругу, иногда настолько близко, что у меня волосы дыбом вставали. Мы метались по плато, как бешеный кролик, которому подпалили хвост. Не знаю, о чем думал Олег - мы не разговаривали, на это просто не было сил, а я сидела, вжавшись в сиденье, и молилась. И все вокруг мне напоминало сущий ад! Могу сказать одно - я запомню это на всю жизнь.
В конце концов, мы все-таки нащупали тропу, которая вела с плато вниз, к Джилы-Су. Не знаю, как она выглядела в сухую погоду, но сейчас вид был весьма непривлекательный: справа стена, слева пологий, но все-таки обрыв, дорожка узкая, двум машинам не разъехаться, вниз несется поток воды, бурля между сплошь торчащими из-под воды камнями, со стены справа наперерез тропе низвергаются ручьи. Однако, навигатор эту тропу знал! Скорость передвижения в таких условиях была не сильно выше скорости пешехода, а проехать нам предстояло 20 км. Благо, что мы все-таки оторвались от грозы (или это она ушла в другую сторону? не важно...). В итоге, уже почти в сумерках, мы вырвались с плато на дорогу.



Точка выхода тропы на трассу

Кисловодск был налево, загадочный Джилы-Су направо - и до него было 40 км серпантина. Но асфальт был на удивление хорош, явно свежий, поэтому мы, разумеется, поехали направо. Там, где дорога проходила мимо скал, камнепад на дороге был впечатляющий - значит, гроза тут уже побушевала. Мы ехали, ехали, а дождь так и не кончался. Наконец, впереди мелькнули фары встречной машины - ура! Олег высунул руку из окна и помахал. Встречная машина затормозила аж в юз. Вот за что люблю Кавказ - так это за отзывчивость и прекрасную систему коммуникаций. Попробуйте махнуть встречке в Москве... А в горах, возможно, это вопрос жизни - причем, твоей - тебе махали, предупреждали, но ты, весь такой гордый в своей туристической исключительности, проигнорировал руку - и попал под камнепад, на осыпь или еще какую беду. Поэтому очень важно в горах никогда не проезжать мимо стоящей машины (вдруг нужна помощь?), не спросив, все ли в порядке. И никогда не игнорировать сигналы. Поэтому встречка и тормозила в юз - а вдруг мы сообщаем про обвал впереди? Но мы всего лишь спросили, что там впереди. А там, оказывается, тоже поливало - молодая пара ехала как раз из Джилы-Су, и уезжали они из-за дождя. Значит, и нам ловить там было нечего. Печально, но факт оставался фактом: мы не были подготовлены для ночевки в холоде и под дождем. Поэтому мы развернулись и поехали в Кисловодск. Километров за 15 до города прекрасная дорога закончилась и ко всем лишениям присоединилась тряска на ямах. Вдоволь помыкавшись между гостиницами в поисках свободного места, мы, плюнув на бюджетный лимит, сняли номер в Вилла-Парк (кстати, весьма приятный отель с хорошим уровнем обслуживания). Отмывшись, согревшись и приготовив еду прямо в номере, мы упали спать - всего лишь для того, чтобы встать в пятом часу утра и поехать назад, в Джилы-Су. Нет, думала я в тот момент, мы точно ненормальные!

Предыдущая часть: http://nes-i.livejournal.com/7838.html
Продолжение: http://nes-i.livejournal.com/8667.html

Эльбрус, плато Бечисын, плато Бийчесын, туризм на Кавказе, автотуризм, Кавказ

Previous post Next post
Up