Отпуск с палаткой в горах. Урочище Джилы-Су (ч.6)

Aug 24, 2015 17:18

Джилы-Су (тюркс. - Теплая вода) - урочище у самого основания Эльбруса в северной его части, знаменитое своими источниками с лечебной водой. Многие годы люди сюда ездили лечиться от разных хворей, преодолевая десятки километров тяжелого бездорожья ради возможности поправить здоровье. И вот, наконец, в 2015 году в урочище была проложена прекрасная дорога, а на источниках анонсировано строительство санаторной зоны. Но мы, отправляясь туда, ничего этого не знали, мы просто искали дорогу, максимально приближавшую нас к заветному Эльбрусу. Завеса приоткрылась нам уже на месте, а всё интересное - много позже, уже дома, из статей в интернете.

Решение вставать в пятом часу утра и ехать обратно все эти десятки километров далось нам с трудом. В первую очередь, конечно, из-за меня. Ужас, пережитый на плато, тяжелая дорога к трассе, поиски ночлега - все это вымотало меня до предела. Уставшие и голодные, грязные и промокшие, мы попадаем в теплый, уютный рай с горячей водой и пуховой периной - и через 4 часа опять в дорогу? Нет, это форменное издевательство! Но доводы разума взяли вверх - ехать в горы нужно на рассвете, Эльбрус даже в такую непогоду утром обязательно должен открыться.
Поскакав по "подкисловодским" ямам, выкатились на трассу. Дождя уже не было, небо было хмурым, хотя между тучами проглядывало долгожданное небо. Рассвет в горах, конечно, восхитителен! Сейчас глядя на фотографии, понимаешь, как многого они не могут передать, какие волшебные оттенки и переливы красок можно увидеть только глазами! Все эти пейзажи быстро выбили из меня остатки плохого настроения за столь ранний подъем. Горы утром прекрасны...

Над плато все еще бродили массивные темно-фиолетовые тучи, Бермамыт был залит нежно-розовым светом и даже радуга показала нам свой кусочек.

Вверх-вниз, вверх-вниз - вся дорога это преодоление холмов. Сначала на холм взбираешься, потом с него спускаешься. Иногда есть отлогие участки, иногда же сплошной серпантин. Сжечь сцепление можно очень быстро, поэтому можно было только порадоваться автомату, который, несмотря на все традиционные убеждения, в горах намного удобнее и безопаснее.
Постепенно холмы стали ниже и стал просматриваться хребет. Можно было только вздыхать и представлять - ах, какая красота тут, когда нет облачности...

А вот и коварный Эльбрус - в центре воронки, продолжает варить погоду для всего Кавказа.

Лагерь показался нам уже на подъезде. Всё, что мы знали про него - это "лагерь, где стоят с палатками". Ну, в таких местах кто может стоять? Наверное, альпинисты, - подумали мы. А у подошвы горы - базовый лагерь. Вроде, всё логично. Правда, я никогда не думала, что есть так много альпинистов, желающих забраться на Эльбрус с северной стороны.

Дорога вновь пошла на спуск, да еще и весьма крутой. Как же хорошо, что есть асфальт и ограждение, которое ночью точно не помешает.

А вот и причина спуска: река Малка. Внизу еще сохранился старый мост, весьма хлипкий на вид, еще стояла строительная техника и вагончики-бытовки. Дорогу явно сделали прям перед нашим приездом - ну, хоть в этом повезло!
Потом дорога уходила на зигзагообразный подъем холма - и дальше, дальше к Эльбрусу.

Качество трассы очень радовало, мы, как заядлые путешественники в горах, ценим любую дорогу, но асфальт - это скорость движения, как ни крути. Думаю, что дорожникам несладко придется, поддерживая покрытие в условиях регулярных и неизбежных обвалов и размытий, но дело это очень благое.

Долина реки Малка - очень живописное место. И весьма удобное для стоянки с палаткой: нормальный съезд с трассы, ровная площадка, вода рядом, с двух сторон прикрыто от ветра. Ну и вид, конечно, отличный (когда погода нормальная).

А вот и последствия вчерашней непогоды. Поэтому в непогоду в горах лучше не ездить даже по хорошему асфальту, дырка в крыше явно лишнее украшение для автомобиля. Ну а если нужда заставляет ехать, как нас вчера, то держаться нужно максимально дальше от склонов.

По краям дороги ставят защиту от камнепада - что не может не радовать. Хотя не уверена, что при серьезных обвалах это как-то спасет.

Удивительно красивые, необъятные горные просторы. Жаль, что фотография не дает почувствовать вкус этого воздуха, эту звенящую тишину, прерываемую пением птиц и редким звуком падающего камушка.

К лагерю мы подъехали как-то незаметно для себя. Просто вдруг возник шлагбаум с одиноким охранником. Экологический сбор - 50 руб/сутки. Но услышав, что мы не собираемся там стоять, денег с нас не взяли. Въехав в лагерь, мы несколько оторопели - это совсем-совсем не было похоже на альпинистов. Это больше напоминало лагерь беженцев, разве что хмурых и несчастных лиц не было. Вокруг было много женщин в традиционных одеждах Кавказа, мужчин явно не спортивного сложения, палатки, если так можно назвать эти сооружения, были явно самодельные из подручных материалов и выглядели просто футуристически. Ехать можно было только вперед - дорога была запаркована с обеих сторон, а съехать было некуда - плотность палаточного лагеря была феноменальной. Наконец, приткнувшись хоть как-то, мы вышли из машины. Было очень холодно и промозгло... срочно требовалось позавтракать и выпить кофе. А вот фотографий не будет - во-первых, поначалу было как-то не до того от избытка впечатлений, а потом уже включился мозг: практически все вокруг были мусульманами и фотографировать их вот так, в лицо, было бы неуважением к их обычаям. К тому же, у нас быстро появился отвлекающий фактор в виде мужчины средних лет, растерянно озирающегося вокруг возле нашей машины. Я поставила разогреваться рисовую кашу с тыквой и чайник. Высота была около 2300 м, поэтому на кипяток рассчитывать не стоило, но все же еда будет горячей. Олег же обратился к озирающемуся мужчине:
- Добрый день! А вы не подскажете, что это за место и что все эти люди здесь делают?
Ответ был на удивление эмоционален:
- Вот я тоже хотел бы узнать, что все эти люди здесь делают! Жена уехала сюда неделю назад и с тех пор нет связи, я не могу до нее дозвониться, только раз получилось! Взяла и уехала! Бросила меня! Я дозвонился всего лишь раз, она сказала, что теперь бегает, как козочка! У нее спина болела, ходила с трудом. Но вы представляете - она взяла и уехала! А я тут по делам в Кисловодске был и решил поехать ее искать, а как тут можно кого-то найти? Я хожу и ищу, а ее нет! Как она могла так поступить - взяла и уехала!
Оказалось, что наш новый знакомый из Махачкалы, его машина стояла неподалеку. Мы предложили ему разделить с нами трапезу, но уговорили только на кофе. Выяснилось, что жена поддалась на рассказы соседки, которая приехала с лечебных вод в состоянии окрыления, несколько женщин скинулись, наняли машину и уехали в Джилы-Су лечиться. Мы посоветовали не бегать по лагерю, тем более, что он, действительно, был огромен, а постоять на месте и тогда непременно, рано или поздно, знакомый человек пройдет мимо, так как дорога одна. И точно! Пока мы пили кофе и беседовали, мимо прошел водитель, с которым уехали женщины. Как же обрадовался наш знакомый! Расставаясь с нами, он не менее эмоционально получил с нас обещание обязательно навестить его, если мы будем в Махачкале. Записав телефон, мы тепло попрощались - такие встречи на Кавказе всегда потом долго помнишь. Ну а мы, пощелкав Эльбрус, засобирались назад. Приезжать сюда нужно не на один день, приезжать нужно подготовленными. Здесь масса пешеходных маршрутов с уникальными пейзажами, водопадами и разнообразными целебными источниками. А также общие лечебные ванны: для женщин с утра, для мужчин во второй половине дня. И никто не уезжает отсюда обиженным - каждый получает облегчение от болезни. Остается только надеяться, что с постройкой санаториев это место не перестанет быть доступным для простого человека с тощим кошельком.
Вот он, красавец Эльбрус, как и положено, утром обязательно открытый. Правда, в такую погоду увидеть его можно только вблизи, для наблюдателя с плато или с перевала Гумбаши Эльбрус будет закрыт полностью.

Надо сказать, что вид Эльбруса из лагеря не впечатлил, а на фотографиях он вообще выглядит обыденно. Правда, голову приходится задирать очень высоко, чтобы увидеть вершину, потому что эта громада буквально нависает над тобой. Но лучшее место для обзора, как мы поняли, с холма перед долиной реки Малка. Если не пересекать реку, а подняться по грунтовке на холм, вид должен открываться просто фантастический. Но... не в такую погоду. Она тем временем не собиралась улучшаться и тучи бродили над головой постоянно, то спускаясь совсем низко, то отступая ненадолго.

И мы приняли решение уезжать. Выбор у нас был невелик: или искать на Кавказе солнечную погоду, или уезжать на море. Но вернуться сюда следовало бы однозначно - и постоять с палаткой (обязательно с отопителем!), и побродить в округе, и подлечиться. Хотя... было ли такое место на Кавказе, про которое мы бы не сказали "сюда нужно обязательно вернуться"? По-моему, нет. Кавказ настолько удивителен, что вернуться хочется всегда - и не важно, куда. Он весь прекрасен.

Предыдущая часть: http://nes-i.livejournal.com/8147.html
Продолжение: http://nes-i.livejournal.com/8821.html

Кисловодск, автотуризм с палаткой, отдых с палаткой в горах, Джилы-Су, туризм, лечебные воды, Кавказ