Отпуск с палаткой в горах. Архыз: Софийские водопады (ч.4)

Aug 22, 2015 23:18

Софийские водопады очень популярны у туристов, это красивая группа ниспадающих потоков чистейшей воды, образованных тающим Софийским ледником. Доступность водопадов для туристов оценивают как среднюю, что связано с удаленностью от обжитых мест и дорог, а последние километры нужно пройти пешком, поднимаясь в гору. Понятно, что в холодную погоду этот путь превращается в непростую задачу для неподготовленного туриста, который и на ровной обледеневшей дороге ломает себе ноги, а уж в горах тем более. Поэтому в летний сезон популярность водопадов максимальна.

В начале дороги к Софии расположен большой лагерь (чтобы не сказать - табор) отдыхающих, туристов и торговцев. Торгуют всем - от сувениров до экскурсий, кругом развешаны цветастые шали, вьется дымок от мангалов, всюду, куда видит глаз, трава вытоптана до голой почвы, в общем, от природы не осталось ничего, и вставать там с палаткой я не порекомендую никому - пыльно, шумно и некрасиво.
Далее начинается дорога к леднику, длиной она примерно 13 км, займет она около часа, на пузотерке туда ехать смысла нет - это не дорога, а, скорее, направление. Несмотря на то, что движение там весьма оживленное, укатать ее до ровного грунтового покрытия невозможно, потому что там не грунт, а камни, хорошие такие булыжники размером с дыню, при движении по ним кажется, что к концу пути ты останешься без зубов. Да, плотно кушать перед выздом не советую. Быстро поехать тоже не получится - во-первых, не всякая подвеска это выдержит, а во-вторых, слишком часто на дороге встречаются скальные выступы, через которые переезжать приходится "пешком". Фотографировать все это на столь тряском ходу невозможно, а остановиться порой просто нельзя - обочины нет, идет поток машин и тормозить колонну ради фотографии просто глупо. Но иногда бывают "окна" без машин и можно себе позволить остановку - как повезет. После длинного каменистого участка начинается более-менее грунтовка и вот там уже есть шанс.

В таком режиме проехать придется примерно половину пути. Перевалив через холмы, дорога спускается в довольно широкую долину и тут уже можно ехать относительно спокойно.

Между горной дорогой и долиной придется преодолеть препятствие в виде реки - часть вашей дороги будет совпадать с ее руслом, но шноркель не понадобится - глубина такая, что удастся только колеса помыть. Разве что съезд к реке крутоват и полный привод помехой не будет.

Уже в самой долине видна цель поездки - из-за высоты расположения водопады просматриваются издалека

А обернувшись назад, точку старта можно только угадывать

По мере приближения, природный комплекс Софийского ледника выглядит все более прекрасным и вы начинаете предвкушать то удовольствие, которое вас, как любителей природы, ждет на месте

Но, добравшись до этого самого места, мы испытали некоторое разочарование: у подножия горы находилась то ли Ледниковая ферма, то ли Темерник, и выглядело это ну если только чуть получше чем тот балаган, что был в начале старта. Те же самые торговцы, куча народ и мусор. Любая фотография природного шедевра будет безвозвратно испорчена: опять ларьки, платки и прочая, и прочая.

Подниматься к водопадам мы не планировали, а вот выбрать точку обзора со стороны хотелось бы - чтобы в кадр не попадал весь этот шалман. Поэтому мы не поехали вправо, к леднику, а свернули налево, там дорожка круто уходила вверх на холм и была многообещающей. Как потом выяснилось, заезжают на машинах туда не часто  - дорожка была для конного маршрута и местами имела весьма опасную геометрию с крутым наклоном вбок, так что перевернуться там было весьма просто. Но риск того стоил - мы очутились на вершине холма с небольшой полянкой,

откуда открывался прекрасный вид на долину...

...и, конечно, на водопады

В бинокль с трудом, но можно было рассмотреть ползущие крохотные точки - это поднимались пешком группы туристов. Оценив длину маршрута, прикинув силы и время на дорогу, мы поняли, что точно туда не полезем.

А вот и конный разъезд появился, идут не спеша, лошади все в одной связке - берегут туриста местные экскурсоводы.

С нашей полянки далее путь был только пешком или на лошади, дорога закончилась совсем

Безусловно, наша поездка была чисто ознакомительной, без углубления в детали - мы ехали просто окинуть взглядом и оценить местность на будущие походы. Для себя сделали вывод: да, сюда нужно вернуться, без ночевки ехать смысла нет, самые лучшие фотографии будут на восходе, лагерь разбить лучше всего до скопления людей.
Для туристов, нацеленных провести в Архызе времени побольше, а также готовых походить пешком, эти горы могут показать очень много труднодоступных красот - озёра Софийские, Кратерное, Верхняя и Нижняя Запятые, перевал Кара-Джаши и многое другое - они стоят каждой затраченной на них минуты. Мне очень понравилось описание пешего похода вот тут - фотографии прекрасны!
Мы же, спустившись к дороге, перекусили с видом на палаточный лагерь, поделившись обедом с местным алабаем - он явно охранял стреноженных неподалеку лошадей, но в отсутствии угроз для них не прочь был позаботиться и о себе.

Обратная дорога далась намного легче, пропустили пару встречных машин и добрались до места стоянки без приключений.

Кстати, количество таких машин, называемых в народе "буханками", в Архызе просто неимоверное! Я даже сказала, что это не ущелье, а какой-то хлебозавод)) Но всё логично - для таких мест это лучший транспорт, который пройдет везде, где вообще можно проехать, который дешев в ремонте и в который можно взять много туристов на борт (иногда в прямом смысле этого слова).

Приехав в сосновый лесок на место прежней стоянки, мы было начали раскладываться, но... начал накрапывать дождь, небо затянулось подозрительного вида облаками, и мы решили не рисковать и уехать от дождя куда-нибудь на равнину. После долгих поисков приличного (хотя бы просто чистого!) места у реки, плюнули на "виды" и остановились просто в поле у дороги. На равнине дождем и не пахло, мы отлично поужинали жареной бараниной и плюхнулись спать в палатке. Было тепло, тихо, и чисто. На следующий день нам предстояла поездка к Эльбрусу на плато Бийчесын.