Отпуск с палаткой в горах: Архыз (ч.3)

Aug 20, 2015 15:43

Архыз - это не только поселок, так называют всю горную местность в ущелье реки Большой Зеленчук. Здесь и раньше был горнолыжный курорт, а в последние годы его очень интенсивно начали расширять и облагораживать, так что поездка в Архыз, как и в Домбай, проходит по отличному асфальту прямо до горных вершин. Последний раз мы там были в 2011 году, тогда всё было перекопано, велась грандиозная стройка, погода была не ахти, горы были окутаны облаками и увидеть удалось не очень много. В этот раз мы рассчитывали не только поглядеть ущелье, но и побывать на знаменитых Софийских водопадах. Погода, вроде, благоприятствовала, и поездка должна была оказаться плодотворной.

Я очень люблю дорогу от Лабинска на Черкесск. Хороший асфальт, машин мало, природа вокруг чудесная - что еще нужно водителю для счастья? Едешь вдоль Кавказского хребта и каждый раз хочется свернуть, задержаться, остаться! Псебай, Курджиново, Преградная - нужно будет непременно туда вернуться и все-таки свернуть:-)

В Зеленчукской заехали в кафешку у дороги, целенаправленно искали хычины. Хычин - это национальная лепешка с начинкой из мяса, картошки с творогом или домашнего сыра. Вкуснейшая еда, готовится, как правило, прямо при клиенте. Мы планировали хычины на ужин, поэтому заказали с мясом. Выбор, конечно, был намного богаче - продавали и свежее мясо, и овощи, а на магнале внушительного размера жарился шашлык. Но наш выбор был неизменен! Пока ждали от хозяйки свой заказ, поинтересовались у паренька, не продаст ли он нам немного дров (мучения с гнилушками хорошо запомнились). Паренек сказал, что если нам надо, то позади, во дворе, лежат чурки чинара, дрова мы можем наколоть сами, а у него, увы, времени нет. Олег наколол и нам, и ему - в благодарность за бесплатные дрова. Мы были очень рады, что костер вечером будет яркий и согревающий - прогноз погоды говорил о том, что ночью в ущелье будет холодно.
От Зеленчукской до Архыза ехать около 50 км. Поверьте, ехать и вдыхать аромат свежевыпеченных лепешек - это настоящая пытка! Никогда-никогда так не делайте, сначала наешьтесь до отвала, а потом уже езжайте, запах от остатков будет такой же вкусный, но уже не такой одуряющий. Дорога хорошая, доехать можно быстро, но... тут как повезет! Иногда можно встрять в пробку не хуже, чем в Москве.

Стада гонят утром на пастбище, вечером обратно, дней таких проблем почти не бывает, хотя отдельно ходящие "горные" коровы, разумеется, есть в наличии всегда.
Перед ущельем, еще на равнинной части, есть очень хорошие места для палатки - на берегу реки, в тени деревьев, в общем, идеально. Но народу там было почти битком, и мы решили ехать дальше, в ущелье.
Архыз удивил - куда делись страшненькие домики и ощущение задворков? Кругом все было чистое, много новых домов, многие еще строятся. Жизнь кипит! Дорогу сделали - просто хайвей, причем, не только до поселка, но и дальше, в ущелье.

Справа на пригорке был чудесный сосновый лесочек, вот там мы и остановились - вид замечательный, от солнца защищает тень, под ногами мягкая хвоя, подлеска нет и всё вокруг видно. Красота!

Ближайшая палатка была от нас так далеко, что найти ее можно было только по дымку от костра.

Кстати, для костра тут было всё и даже больше: после обрезки деревьев остались внушительные кучки отличных, сухих веток, тут можно было жить неделю без газа и в ус не дуть! Зеленчкуский чинар так и остался нетронутым.
А природа тем временем разворачивала перед нами волшебный закат.

Вечерело быстро, мы поужинали "с видом" на закат, помедитировали у костра и забрались в палатку. Было очень холодно - именно в эту ночь меня посетила мысль о том, что портативный газовый отопитель для палатки совсем не блажь, а суровая необходимость, если вы ночуете в горах.
Утром Олег отправился на фотосъемки, а я осталась досыпать и заниматься хозяйством. Хотя, наверное, надо было оставить всё и ехать вдвоем. Ну кому нужен туристический шмурдяк... разве что не в меру любопытным детям? И всё же стрёмно... это ведь не Чечня!

Утро в Архызе было великолепным...

Уже вечером мы проехались по этому маршруту вдвоем, поэтому расказать про эти места я могу не только по фотографиям.

При взгляде на эту фотографию не могу отделаться от впечатления, будто на вершине горы стоит крепость - стены, башни прям так и угадываются!

Где-то там слева уходит дорога на Софийские водопады, а если поехать дальше и уйти направо, то попадаешь в "нетуристические" места.

Там есть лагеря с палатками, и немало, но дальше дорога уходит вверх и не всякая машина туда заберется.

Местами грунтовка уходит вверх очень круто, а мы уже по опыту знаем, как на такой высоте нетурбированный движок "дохнет" - колеса крутятся, машина ревет, но стоит на месте, хотя на равнине в такую же горку она поехала бы без проблем - вот такой эффект дает высота 1800-2200 м и выше. Благо, наш "крокодил" все эти подъемы проходит, даже не замечая их.

Забравшись на цепь этих холмов, можно увидеть очень красивую панораму предгорий

В утреннем свете горы кажутся полупрозрачными, это удивительное и завораживающее зрелище!

Вот там, внизу и правее, раскинулся палаточный городок, на берегу небольшой реки, среди невысоких деревьев. Хорошее место, но занятое, а мы дикари очень дикие, испорченные толкотней Москвы, поэтому, по возможности, ищем уединение.

Очень тронули памятники ВОВ, не ожидали их тут увидеть в таком количестве. Вечная слава героям, вечная память нашим защитникам...

Там был даже одинокий домик, вероятно, пастуший - выглядел со стороны очень пасторально.

Уезжать даже не хотелось!

Безусловно, эта часть Архыза оказалась весьма живописной и, если у вас подходящий автомобиль, можно смело устроить экскурсию в предгорья. Что же касается палатки, то ставить ее имеет смысл только внизу, у реки или в сосновом лесу, потому что на высоте альпийских лугов вас просто сдует, да и ночами там очень не жарко.
Ну а наш путь лежал в сторону Софийских водопадов.