Ваджраяна - Взаимодействие элементов

Apr 07, 2014 12:37

В работе с элементами было упомянуто одно интересное свойство связанное с проявлением элементов. В одном случае, если элемент проявляется, например, посредством медитации, и воспринимается обычным омраченным образом, свойственным для обычных существ, его проявление также следует обычным сансарных закономерностям, например, чем больше интенсивность огня, тем больше он обжигает. В другом случае, когда проявление элемента объединено с познанием его пустотности, то происходит радикально иное взаимодействие, а именно, пока познание пустотности поспевает за интенсивностью огня, огонь жжет, но не обжигает. И здесь важно учитывать, что это не какой-то трюк, связанный с изменением самого проявления огня или каких-то других манипуляций на относительном уровне, корнем чего часто является предположение, что проблема находится в самом огне, что обжигает именно огонь. Так как источник проблем не в самом огне, а в наших цепляниях за себя, за огонь, за оппозицию себя к огню и наоборот, обжигает как раз само цепляние, а огонь служит условием, в котором проявляется либо наша омраченность, если обжигает, либо мудрость, если не обжигает. Согласно текстам, такое познание, в конечном итоге, дойдет и до физического тела, но даже пока такое не произошло или пока не было хотя бы минимального опыта подобного, всё описанное ранее можно очень четко и ясно наблюдать в контексте медитации. Таким образом кратко было затронута тема проявления элементов в обычном видении и в видении, где в той или иной степени познается воззрение, но это только малая часть истории. Поэтому здесь я чуть больше разверну тему посредством рассмотрения, что происходит не просто с проявлением элементов, а с их взаимодействием между собой в обычном и воззренческом видениях.

На рассмотрение возьмем сансарное взаимодействие оппозиции, а в качестве примера элемент огня и, следовательно, элемент воды. В обычном омраченном восприятии огонь и вода прямо противопоставлены друг другу, огонь выжигает воду, а вода тушит огонь, в такой разновидности взаимодействия эти элементы исчерпывают друг друга, соответственно, в промежуточном итоге, один истощает другого, а, в конечном итоге, истощаются оба. Вроде бы и что с того лично нам, какое это к нам имеет отношение? Самое прямое, так как эти элементы также присутствуют и в нашем теле, поэтому данный процесс истощения и исчерпания элементов свойственен нашему и грубому, и тонкому телу. Как это работает, в контексте грубого тела, оставляется для личного исследования читателей, а сейчас будет рассмотрено как это связано с тонким телом. В тонком теле, кроме всего прочего, выделяют два вида тигле - белые и красные. Грубо говоря, одни связаны с освежающей прохладой, а другие с теплом, или, другими словами, одни больше связаны с проявлением элемента воды, а другие с элементом огня.

И теперь, как это работает в обычном омраченном видении?

Если рассматривать писания, то в ваджраяне я на вскидку не припомню, чтобы описывалось взаимодействие этих тигле в омраченном видении, но в других местах, например, в индуистских можно встретить описания того, что огонь истощает амриту, поэтому человек стариться, подвержен болезням и прочее, и, в контексте такого описания, секрет состоит в том, как сохранить и преумножить амриту со всеми вытекающими из этого благами. В некоторых даосских направлениях можно встретить описание похожего взаимодействия, только описано оно будет другими словами и методы решения этого также могут быть иными, хотя видел направления, где некоторые методы во многом были схожи.

Но мало ли что и где написали и рассказали разные люди, гораздо важнее как это соотносится с опытом, и, если рассмотреть это с точки зрения опыта, то взаимодействие станет явственно очевидным. Взять, например, то же туммо, где метод как раз работает с опорой на эти два вида тигле. Что будет, если взять и просто практиковать без воззрения, выполняя этот метод из обычного омраченного видения, механистически, следуя описанию, как любой другой метод? Метод, конечно, заработает, только заработает согласно сансарным закономерностям. Благодаря медитации на огонь увеличится тепло, ветра, переносящие красные тигле, встрянут в разных местах, вызывая боли, и, если быть в этом очень усердным, то, рано или поздно, огонь дойдет до головы, откуда, по идее, должна начать обильно капать амрита. Но, в силу омраченного видения, она либо какое-то время покапает, а потом перестанет, либо вообще не начнет. В итоге человек оказывается в ситуации, когда амрита более не капает, но голову весьма ощутимо обжигает, как впрочем и остальное тело, но, если огонь все таки дошел до головы, обычно основной эпицентр будет там. Если это оставить в таком состоянии, то здоровье человека в какой-то момент начнет сильно идти под откос и возникнут различные болезни, которые могут весьма плохо поддаваться современному западному лечению. Получается классическая конфигурация обжигающего огня, который истощает воду, хотя, конечно, такой огонь истощает не только этот элемент. В частности поэтому во многих даосских направлениях не понимают подобных методов, так как для здоровья и гармонии нужно, чтобы огонь был снизу, а вода сверху. Данная конфигурация наглядно понятна, если посмотреть на одежду синтоистских жриц. Не скажу было ли оно так и задумано или получилось в силу других причин и влияний, но пример очень живой. Соответственно, из такого описания, если делать методы, прямо противоположные здоровью и гармонии, это фактически намеренно себе вредить, и, в контексте сансары, они правы, то есть так оно и есть, при условии, что такие методы делаются из обычного омраченного видения.

Для ваджраянцев такой пример наиболее нагляден, так как у многих есть опыт туммо, но можно взять и другой класс методов, подходящих к описанному процессу прямо противоположным образом. Если в практике туммо разжигают огонь, благодаря чему должна начать плавиться амрита, то в этих методах делают прямо обратное, то есть опускают амриту, благодаря чему разжигается огонь. Метод, по сути, получается тот же, но по форме немного отличен, так как точка старта у него другая. И, аналогично, описанной ранее ситуации, его рабочесть будет отличаться от того объединяется ли практика с воззрением или нет. В обычном омраченном видении человек посредством определенных методов вызовет спуск белых тигле вниз, но ожидаемого розжига не будет, наоборот, чем дальше идет практика, тем больше затухает огонь, что опять таки, если быть усердным в этом, приведет к ухудшению здоровья и болезням, только уже не горячего рода, а холодного. Выходит другая классическая комбинация прохладной воды, исчерпывающей огонь. И среди индуистских направлений я как-то встречал критику такого подхода, там говорилось, что практикующие таким образом не обретут сиддхи и не пробудят кундалини. Как и ранее, в контексте сансары, это чистая правда, так оно и есть, при условии, что такие методы делаются из обычного омраченного видения.

Тогда возникает закономерный вопрос: "Как же оно работает при практике, объединенной с воззрением?" А вот про это в ваджраяне описано чуть ли не в каждом дзогриме и весьма детально. Во-первых, в таком виде практики ветер, переносящий по телу красные тигле, что приносит ощущения тепла, даже если застрянет в каналах, рано или поздно, в силу познания пустотности, пройдет эти места. Другими словами, места заторов будут рассасываться, и чем более стабильно познание пустотности, тем быстрее это будет происходить, но самое интересное происходит потом. Во-вторых, когда огонь добирается до амриты, он её не выжигает, а начинает плавить. Другими словами, вместо сансарного взаимодействия, в виде оппозиции огня и воды, происходит нечто совсем иное, так как не только огонь начинает плавить амриту, но и амрита начинает еще больше разжигать огонь. Начинает происходить радикально другой процесс, человек, по сути, в контексте своего тонкого тела, обращает вспять обычный процесс сансарного истощения одного элемента другим и наоборот. Поскольку тонкое и грубое тела взаимосвязаны, это также начинает давать эффект и на грубом теле, поэтому мы можем прочитать такие вещи, что седина уходит, возвращается цвет волос и прочее.

Вобщем-то, это та самая алхимия, которую многие пытаются отыскать в самых разных местах, разбирая громадное количество писаний и методов. Поначалу такой поиск часто носит чисто технический характер, исходя из предположения, что механическими манипуляциями возможно добиться результата, и действительно чего-то добиться можно, но желаемая цель так и останется за горизонтом. Потом, постепенно, приходят к тому, что для действительно развития в формуле был упущен важный компонент, нечто называемое благом, то есть в буддийских терминах начинается накопление заслуг. Еще через какое-то время понимают, что и этого мало и начинают говорить о мудрости, в буддийских терминах начинается формироваться воззрение, и может пройти очень много времени прежде, чем оно станет правильным. Поэтому, как практикующим ваджраяну, нам невероятно повезло, так как нам сразу же выдают весь комплект и с самого начала говорят о важности воззрения, всё, что нам остается, это правильно и усердно применять на практике полученные наставления.

sarva mangalam

глубины жизни, психотехники, качество в примерах

Previous post Next post
Up