Ваджраяна - Блаженство как критерий подлинной практики ваджраяны

Mar 20, 2014 14:32

Встретился как-то с мнением, что если практика ваджраяны не приносит блаженства, тогда это что угодно, но не практика ваджраяны, причем сказано это было в контексте садханы кьерима. В принципе в этом есть здравый смысл, достаточно вспомнить некоторые моменты. Например, что человек говорит на входе, когда его спрашивают зачем он входит в мандалу. Или, что даже во время посвящения сосуда человек должен получить опыт блаженства, чтобы можно было сказать, что посвящение было получено, а последующая практика, по сути, состоит в самостоятельном повторении посвящения раз за разом, а значит и в повторении опыта блаженства. Или можно вспомнить, что является аспектом метода, в смысле пары терминов метод и мудрость, в ваджраяне, им как раз является блаженство. Или просто даже открыть некоторые садханы и увидеть слова вроде "дворец великого блаженства" или "божество великого блаженства", то есть в тексте прямым текстом указано на основе какого постижения, опыта и воплощением чего этот дворец и божество являются. Другими словами, блаженство действительно встречается на каждом шагу и играет значительную роль в практике, но можно ли из этого сделать вывод, что если блаженства нет, то и практики нет?

С одной стороны можно сказать, что, да, практики, характерной именно для ваджраяны, в смысле блаженства как метода, действительно нет, так как нет самого блаженства. Мало того, поскольку в садханах есть если не прямые, то уж точно косвенные указания на это постижение, можно даже сказать, что происходит просто механическое зачитывание текста, так как слова произносятся, а опыта нет. Вроде бы всё стройно и можно уже заворачивать и учителей, и их как бы ваджраяну, но эта стройность не учитывает некоторые моменты. А именно, что для проявления опыта блаженства нужны соответствующие условия, эти условия можно долго перечислять, поэтому я ограничусь теми, что вносят основной вклад.

Когда происходит посвящение наиболее весомым условием служит учителем и его степень реализации практики, чтобы он мог действительно вызвать в посвящаемых опыт блаженства. Вторым по важности условием во время посвящения является состояние тонкого тела ученика, чтобы оно было не сильно забито, ослаблено и прочее, то есть чтобы оно было способно воспроизвести опыт блаженства. Естественно, чем выше уровень практики учителя, тем в более неблагоприятном состоянии может быть ученик, и опыт все равно возникнет.

Но посвящение заканчивается и человек остается один на один с садханой, и главным условием для возникновения опыта становится уже его личное состояние тонкого тела. Поэтому, если даже такой опыт во время посвящения был, не факт, что он сразу же проявится после, так как, чтобы он проявился, нужны соответствующие условия, которых может и не быть. И пройдет еще время, прежде чем человек, не имеющий необходимых условий, посредством садханы приведет свое тонкое тело в состояние, когда оно сможет выдать ему опыт блаженства.

Аналогичное происходит, например, с туммо. Когда практику объясняет учитель, пока делаешь вместе с ним, вроде все получается, опыт появляется. Потом возвращаешься домой, начинаешь делать и замечаешь, что ветра встревают то там, то здесь, и того опыта, что был рядом с учителем уже нет. Его нет, так как для этого опыта нужны соответствующие условия, а именно соответствующее состояние каналов, ветров и тигле, либо у самого практикующего, либо у человека, выполняющего практику рядом с ним. Естественно, что таким человеком рядом не обязательно должен быть учитель, так как можно заметить схожий эффект при практики с более опытными людьми, разница с учителем, что он не просто делает практику рядом, а выполняет дополнительные процедуры работающие непосредственно с его учениками. А если человек практикует один, то, пока посредством практики он не проработает свое тонкое тело в достаточной мере, он не придет к тому опыту, который у него был рядом с учителем.

Поэтому, исходя из написанного выше, можно сказать, что нельзя сделать вывод, что практики нет, если в ходе неё нету опыта блаженства, так как для проявления опыта блаженства нужны условия, которых у современных людей может и не быть, но которые они могут создать посредством полученной практики. И когда эти условия будут созданы, тогда действительно просто от созерцания божества, даже без добавления методов дзогрима, будет возникать блаженство. Так будет происходить, потому что кьерим и дзогрим работают с тонким телом, только в кьериме мы делаем это более косвенным образом, а в дзогриме более непосредственным.

sarva mangalam

глубины жизни, психотехники, качество в примерах

Previous post Next post
Up