Вадим Анатольевич Садков, хранитель отдела старых мастеров Пушкинского музея, во время карантина прочитал интереснейший цикл лекций, посвященный апокрифическим и аллегорическим сюжетам средневековой и возрожденческой германской живописи на примере картин, хранящихся в Пушкинском. Моя любимая лекция из этого цикла рассматривает два иконографических сюжета - "Мистическое видение святого Бернара. Чудо лактации" и "Святая родня". Оба сюжета прекрасны сверх всякой меры. А святой Бернар после путешествия по Бургундии - практически мой родственник.
Click to view
Цитирую Вадима Анатольевича:
Andachtsbild - картина, которая была написана в качестве вотивного дара для частной капеллы какой-либо семьи.
Мистическое видение святого Бернарда. Мастер святой родни (Младший). 1475-1517. Кельн
На переднем плане святой в белой монашеской рясе, поклоняющийся Богоматери с Младенцем. По его иконографии мы узнаем святого Бернара Клервоского, одного из ведущих деятелей эпохи Высокого Средневековья. Он происходил из знатной бургундской семьи, учился в Сорбонне, в возрасте 23 лет поступил в монастырь Сито (главный монастырь ордена цистерцианцев). Через два года после его поступления вместе с 12 учениками ему было поручено основать монастырь в Клерво, настоятелем которого он был до конца жизни.
(Кстати сказать, за свою жизнь он основал в Бургундии 80 монастырей. Один из них - аббатство Фонтене -
https://nemankurt.livejournal.com/47285.html)
Обычно его представляли сравнительно молодым, безбородым, в белой рясе цистерцианцев, с крестом и атрибутами Страстей, указывавшими на его сочинение "Размышление". Так же атрибутом святого был улей, как и у святого Амбросия, который указывал на сладость его речей. Бернар именовался "медоточивым доктором".
(Кстати, считается, что в тимпане главного портала собора в Везле (Бургундия) проиллюстрирована проповедь святого Бернара и даже пластическими средствами высокого рельефа отображена сила воздействия его слова на слушателей -
https://nemankurt.livejournal.com/46736.html)
В искусстве подчеркивались мистические черты его характера, в особенности его почитание Девы Марии. Вследствие этого его популярность возросла в эпоху Контрреформации с утверждением культа Богоматери. Одним из главных эпизодов его жития является так называемое "чудо лактации", описанное в Золотой легенде. В XII-XIII веках почитание Девы Марии широко распространилось. Эту эпоху называют даже эпохой культа Девы Марии. Это было характерно для периода подъема, вызванного крестовыми походами, нашедшего свое высшее воплощение в архитектуре готических соборов Франции и Германии, которые часто освящались в честь Богоматери - Нотр-Дам. Главным идеологом такого религиозного культа был именно Бернар Клервоский. Он интерпретировал Песнь Песней, ветхозаветный текст, как детальную аллегорию, в которой ветхозаветная невеста библейского царя отождествлялась с Девой Марией. В сущности, эта концепция уже была известна Средневековью, но именно святой Бернар ее значительно развил, и она стала источником богатой образности иконографии Девы Марии.
Чудо лактации. Святой Бернар стоит на коленях, а из груди Богородицы брызжет молоко, символически смачивающее губы святого. В жизнеописании святого Бернара, помещенного в Деяниях святых (Acta Sanctorum), содержится информация о том, что мистическое видение св. Бернара случилось после молитвы Ave Maria Stella. Молитву он совершал перед статуей Девы Марии в соборе в Шпайере, и когда он достиг фразы Monstra te esse Matrem (Покажи, что ты Мать!), статуя как бы ожила и поместила струи молока в рот святого. Струи молока попали не только на губы, но и на глаза святого, что символизировало не только его сладкоречие, но оно излечило его глаза, поскольку больные глаза - символ ереси, символ дьявола, отца лжи. Молоко Богоматери побеждает дьявольские силы.
(Больше всего я горюю, что, путешествуя в свое время по Европе, не понимала совершенно, на что я смотрю. Свидетелем каких событий были эти стены, залы, площади. Знай я, что в соборе в Шпайере, вот здесь, перед алтарем Девы Марии, молился святой Бернар, и здесь, по молитве его, произошло чудо, - пережила, перечувствовала бы я это место совсем иначе. Но - лучше поздно, чем никогда. Так я увидела Шпайер тогда -
https://nemankurt.livejournal.com/27229.html)
Сюжет Святая родня (Heilige Sippe). Семья святой Анны (Heilige Anna selb-dritt). Это родственники Христа по боковым линиям, т. е. его бабушка святая Анна с ее потомством - три дочери и внуки, пятеро из которых стали впоследствии апостолами. Эта религиозная традиция опирается на созданную средневековыми католическими теологами в IX веке концепцию trinubium, согласно которой святая Анна была замужем трижды и имела трех дочерей по имени Мария. Эта концепция была впоследствии отвергнута католической церковью на Тридентском соборе 1545 года, поскольку все изображения Святой родни подчеркивают значение женщины. В ранних типах центральной фигурой являлась Анна. Дева Мария сидит рядом с ней, иногда чуть пониже. По сторонам от них расположены две другие дочери Анны. Иногда включали изображения мужей святой Анны. Там не только муж Марии Иосиф Обручник. В более поздних изображениях Мария и Анна сидят на одном уровне и даже на одном троне. В данном случае представлены кровные родственники по боковой линии, то есть кузены Иисуса. Иконографический тип является развитием темы Святого семейства, где обычно изображали Марию, Иосифа, Иисуса, которые также могли изображаться с Анной, Марией и Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем. Прочие родственники в Евангелии не обозначены, хотя упоминаются его братья. И это вступает в конфликт с концепцией девственности Марии.
В основу иконографии Святой родни легла одна из трех версий о том, что у Христа были кузены. Это то, что Средневековье считало расширенной семьей Девы Марии. Женщины в огороженном саду - это парафраз из Песни Песней, который часто применялся к Богородице. Основой для создания такого рода тем послужила апокрифическая традиция trinubium Анны, то есть три брака Анны, известные прежде всего по Золотой легенде. Бабушка Христа Анна после смерти Иоакима выходила замуж еще дважды и у нее родились еще две дочери, которых так же, как Богородицу, называли Мариями. "Анна родила трех Марий, которых ей дали ее мужья Иоаким, Клеопа и Саломий. Этих Марий Иосиф, Алфей и Заведей взяли в жены. Первая родила Христа, вторая - Иакова Младшего, Симона, Иуду, Иосифа. Третья родила Иакова Старшего и Крылатого Иоанна". Первым теологом, который сформулировал понятие trinubium, был Хайме Хальберштадтский, живший в IX веке. И это получило дополнительный импульс благодаря мистическому видению святой Колетты Буале, которой явилась святая Анна с тремя дочерьми и внуками.
В 1545 году концепция трех мужей Анны была запрещена Тридентским собором как апокрифическая традиция, вызвавшая недовольство ряда теологов, которые полагали, что идея множественности браков и детей Анны не совместима с чистотой и святостью, которые должны характеризовать мать Богородицы. Популярная в то время идея о непорочном зачатии Девы Марии, которое, согласно францисканской традиции, произошло в результате объятий и поцелуя Анны и Иоакима у Золотых ворот.