Продраться сквозь слова

Aug 14, 2013 02:04

Решила все же продублировать тут. Простите, если у кого два одинаковых поста подряд.

Оригинал взят у lagushka в Про шаблоны, формы, жанры и их содержимое
Когда в школе с детьми читаем стихотворения с выражением, одна из основных трудностей - победить ритм. Через ритм очень трудно прорваться интонации. таТА таТА таТА таТАта,
таТА таТА таТА таТА,
таТА таТА таТА таТАта
таТА таТА таТА таТА!

Сквозь эти таТА слова и смысл не продираются, они уносятся ими, как ветром. Мимо. Мимо понимания, мимо чувств, мимо интонации, мимо эмоций и живого восприятия. И мы боремся с ритмом, который пытается унести, и вот, потихоньку сквозь ритм проступает настроение и эмоции, и жесты, и мимика, и паузы, и смысл. И становится живо и интересно. И ритм уходит на задний план, и речь становится живой и сказанной здесь и сейчас. Это надо слова вытащить из мертвости букв и ритма и напечатанных плоских слов, и вспомнить, что они значат в твоей жизни, напитать их своей жизнью, как губку водой. Тогда из плоскости страницы выступят вдруг живые картины и эмоции и что-то внутри поднимется в ответе и понимании.
И вот стихотворение начинает рассказывать, как свою жизнь, как кусок или случай из своей жизни. Туда надо нырнуть.

В стихотворениях так. Но ведь и в других формах так же. Сюжеты. Все те же сюжеты. Привычные и постоянные. Вечные и, кажется, уже вышелушенные.

Он, она, несчастье, не быть вместе, о, жестокий рок... И привычка видеть в них всех одно и то же, далекое, как ритм стихотворения отобычной речи, ненужное и неблизкое, чужое и высокое для понимания - она остается. Все эти высокие слова "Автор воспевает любовь к родной природе" и т.п. представляются умертвиями, зомби, мертвецами, душу из них методично вышелушивают повторяя из раза в раз чужими губами в неживой жизни.

Никакой любви к родной природе не может быть. Это только в уроках литературы. Никаких высоких стремлений не может быть - это только в уроках литературы. Вся литература только про то, как она (он) влюбилась (влюбился), и что читать одно и то же? И вот эта готовность воспринимать сюжет именно так, а не иначе, только в плоскости фабулы, не ныряя дальше, в глубину (в себя! и прозу СВОЕЙ жизни) сквозь толщу мертвых букв и чужих, кажется, слов, это убивает понимание.

Вот слово. Одно и то же слово говорит человек в разных ситуациях, одно и то же слово произносят разные люди. Слово может быть лживым, пафосным, чужим или искренним, выстраданным, или повторенным, потому что красиво звучит, хоть исмысл прошел мимо... Слово - это только график, проекция, плоскость, а объем и живое за этим графиком надо увидеть. Слово - это ответ на другое слово, это продукт, порожденый ситуацией, внутренним миром, это обращение к слушателям, это то, что должно быть расшифровано и восстановлено. И слова бывают неважные и глупые.

Вот Евгений Онегин. Банальненькая историйка любви, водевильчик. Она его полюбила, он ее нет, потом он одумался, а она, такая вся из себя трагичная, говорит, нет уж, страдай, и я буду. Ну и убийство, дуэль для пущей трагичности. Но слабенько, слабенько. Недозакрученный сюжет, да еще и в стихах, да еще и песенки, и какие-то вставки непонятные, отступления, тормозящие сюжет. В общем, не одобрили бы современные создатели сериалов. Тягомотина. Не справился Пушкин. Или даже нет - еще как одобрили: избитый сюжетец, вполне для мыльной оперы (это даже хуже, менее пафосно).

Ну что за сюжетец? Тьфу! И читать неинтересно! Случалось читать и интереснее. Вон современные любовные романчики в мягких обложках с туманно прорисованными дамами, там сюжет-то гораздо интереснее закручен. А у вас тут что? Все страдаете, батенька?Даже хорошего конца не придумывается? И это что, классика ваша? Слабовато. И сюжетец-то слямзен. До него романтики писали: тот же страдающий герой, никто его не понимает, он всех презирает, и высокие его помыслы никому не понятны. Ну и дуэли с убийствами, и трагедии... Ничего нового! Чем тут восхищаться?

Но в том-то и дело, что это никакой не водевильчик. И герой никакой не романтический герой. И героиня не романтическая героиня. Герой себя возомнил. Герой образ себя создал (как и многие в жизни). Вот сюжет, фабулка, обычная. Но необычно в ней то, что герои в ней как раз очень обычные (а в романтизме обычный не может стать героем). От романтического героя требуется заламывание рук, тоска "Меня никто не понимает", отстраненность, трагизм (вот у Лермонотова,да, он всерьез об этом), а Пушкин не героя, а того, кто из себя этого героя изображает. Это же насколько про жизнь! Вы понимаете?! Сколько девочек живут в мечтах и в образе и рисуют образ себя в глазах другого, сколько мальчиков изображают из себя кого-то, любуясь собой. Они встречаются, говорят на разных языках: он производит на нее впечатление своими представлениями о крутости, она реагирует так, как это ей представляется правильным в ее системе, и вот они как два тетерева на току поместились в эту фабулу - изображают, что они "встречаются" и радостно смотрят на себя со стороны, читают свой роман. Это настолько прозаично и обычно, что даже мысли не допускаешь, что об этом может быть в Великой Русской Литературе.

Вот он взял и поместивл в фабулу Онегина. В ту, романтическую фабулу банального скучающего юнца, возомнившего себя Наполеоном. Не романтического, трагичного, никем не понятого, а вот того, живого. Понимаете? В мертвую уже фабулу литературную запихнул живых людей, совсем живых?
Татьяна. А Татьяна тоже живая. Только умная. И глубокая. Такие ведь бывают в настоящей жизни тоже. И мудрая. И совестливая, и думающая не только о своем любовном сюжете, но живущая в жизни с другими людьми. Татьяна ломает роман. Ломает сюжет. Она отказывается в него играть. Она живет, а не действует в принятом ритме романа. Она говорит. Хорошо, конечно, красивенько, но, родной, люблю я тебя, конечно, дура, хоть ты и пародия, хоть ты и сам своей души не знаешь и не поймешь, за что люблю, потому что думаешь, что очаровал меня своей фатовостью, но давай не буду я с тобой играть в эту игру под названием "любовный роман". Я живу, понимаешь? И вокруг меня люди, а внутри меня совесть и мудрость и здравый смысл. Ты-то, родной, опять в картинку влюбился. А у меня жизнь. Я живу. Не могу я из жизни в картинку убегать, ломая живое и осколками разрезая близких. У меня есть то, на чем я стою, у меня не песок под ногами, а земля и камень. У меня любовь и светлая память няни, любовь родителей, родной дом и счастливое детство, у меня красота (в душе живет и греет), и истина у меня есть. Живая. Жизнь, а не выдумка. А за твоей картинкой пустота и обман, и нет ничего, и холод. Иди, я тебя, конечно, люблю. И дальше любить буду. Но тебе такая моя любовь не нужна. Она, понимаешь, прежней осталась: та же деревенская любовь деревенской девочки. Она неинтересная. Она простая. Она не про литературу и не из романа. Иди.

И вот тут, тут тоже. Безумно трудно победить ритм и привычку к мертвечине. Очень трудно не пойти по накатанной, не попасть в колею, и читать эту колею. Очень трудно увидеть, что это про жизнь.
Вообще это Достоевский увидел. За что я ему безмерно благодарна.
Вот, речь http://ru.wikisource.org/wiki/Дневник_писателя._1880_год_(Достоевский)/ГЛАВА_ВТОРАЯ
Но и ее надо читать, не проскальзывая на словах как по льду, как по чужому.

продраться сквозь слова, чтение, практика, поспорить, Онегин, развитие речи, сочинения, приемы, разговорная речь, просто интересно, умертвия, речевые жанры, Пушкин, литература, школа, Лермонтов, ссылки, поэзия, про жизнь, Достоевский

Previous post Next post
Up