По ходу чтения Ахутиной. Про оформление

Jul 01, 2017 00:03

Про оформление напишу. Расположение на странице.

Людмила Петрановская, помню, писала, отстаньте. И да, с такими методами, как обычно, лучше отстать. Если не понимаешь, в чем дело, и требуешь только с ребенка (у которого с этим могут быть проблемы и который нуждается в дополнительных специальной помощи или просто недозрел), и единственный инструмент - снижать оценки, стыдить и ругаться.

Но вообще-то эти отсчитывания клеточек - дело полезное, это между-делом-тренировки. Так тренируется ориентирование на листе и в пространстве, умение переносить информацию с вертикальной плоскости на горизонтальную, расширяется активное поле зрения. Ведь это хорошее умение - видеть не только свою запись, но и края листа, то, где и как она расположена; ведь это полезно расширить поля зрения, развить боковое зрение, которое, в числе прочего, помогает быстрее и легче читать, например.
Понятное дело, что такие между-делом-упражнения уместны там, где основное не такое сложное. Если же ребенок пишет что-то от себя, формулирует, занят какой-то деятельностью, требующей всего его внимания, он, конечно, сосредоточен на содержании, а не на форме, и, может быть, такие работы лучше давать на отдельных листах или в отдельных тетрадях, где ребенок сам может выбирать, следить ему за внешним или не следить. За этим, собственно, и были придуманы черновики. Если я хочу подписать открытку, текст я сначала придумаю и запишу на листе, а потом аккуратно перепишу в открытку с учетом пространства этой самой открытки.

Изначальная цель требований к оформлению - как раз такие вот тренировки ориентирования на местности (на листе). Но это хорошо, отлично просто для детей, у которых всё в норме и которым не составляет труда этому потихоньку постепенно учиться. А есть дети, которым в силу физиологических особенностей такое трудно. Например, у ребёнка левый край активного зрительного поля не совпадает с краем тетрадного листа, и он начинает отсчитывать клеточки честно и старательно, но не от края страницы, а от того места, которое видит. Таким детям нейропсихологи советуют, например, ярким цветом отмечать левую сторону листа, делать упражнения на глазомер (например, пробовать делить отрезок на равные части, рисовать одинаковые отрезки: так учат видеть край - это то, что можно делать в школе), ну и специфические занятия с нейропсихологом тоже нужны, и они достаточно быстро помогают.

Когда на собеседовании детям я давала листы и просила что-то написать (как получится), они писали в абсолютно произвольном месте листа. В первом классе на первых уроках часто внушительная часть урока уходит, например, на то, чтобы проверить, все ли тетради открыты не вниз головой и у всех ли открыт первый лист, а не середина татради. И это тоже про расширение поля зрения. Тоже обнаружение контекста, в том числе и временнОго. Встраивание элемента в структуру. Вставить своё новое пространство после прошлого пространства. Увидеть свою сегодняшнюю работу как продолжение вчерашней, выстроить последовательность. Это всё потихоньку происходит, и нужно разное. Нужны и пространства большого листа, которое ты можешь заполнять как тебе заблагорассудится: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, наискосок, хаотично, и это тоже полезно: как пройти, протопать все маршруты на карте, освоить всю территорию.

чтение, 2 класс, школа, нарушения письма и чтения у детей, дошколята, русский язык, методика, письмо, 1 класс

Previous post Next post
Up