(no subject)

Aug 20, 2016 19:06

Мысли по ходу планирования.
Всю теорию я вижу смымл изучать применительно к практике. Ну или просто потому что интересно. А только ради того, чтобы делать разборы правильно, это, конечно не нужно.

Так вот. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.
Побудительные предложения хорошо бы опознавать, когда читаешь задание или инструкцию (возьмите, откройте, прикрутите, спишите, придумайте и т.п.). Опознавать, чтобы понимать, что тебе говорят в письменном тексте, и выполнять задания. Когда я в какой-то момент в одном классе обнаружила, что дети совершенно не понимают даже самые элементарно сформулированные задания в учебнике, мы с ними посвятили время тому, что я их во всём учебнике просила находить глаголы в повелительном наклонении и объяснять, чего от них в задании требуется. Так что уметь видеть побудительные предложения и понимать, что они побуждают к действию, важно для того, чтобы разумно работать с текстами-инструкциями, чтобы понимать задания.

Вот придумалась игра с побудительными предложениями. По типу крокодила.
У одного на листке записано побудительное предложение. Он выполняет то, что в предложении требуется. А другой должен, глядя на его действия, догадаться, что там написано. Игра примитивная, но, думаю, весёлая, для отдыха подойдёт. Особенно если задать на дом составить такие задания для других. И, я думаю, это полезный навык - выполнять письменные инструкции.
Предложения могут быть самыми простыми: Погладь себя по голове. (Причём отгадывающий должен назвать тоже побудительное предложение). Можно усложнить: Погладь себя правой рукой по голове ото лба к затылку (это сложнее, конечно, догадаться). Или совсем простое: Встань. Попрыгай. Возьми тетрадь. Напиши на доске слово "мел". Поклонись. И т.п.

Когда читаешь текст, важно воспринимать его как ответ на свой какой-то вопрос, или хотя бы понимать, на какой вопрос текст отвечает. Если ты подходишь к тексту с правильным вопросом, понимаешь, на какой вопрос текст отвечает, то твоё чтение гораздо более осмысленно. В любом случае, это понимание, что любое повествовательное предложение может быть ответом на какое-то вопросительное, очень важно.
И с этим можно поиграть в теме "Виды предложений по теме высказывания", рассматривая повествовательные и вопросительные предложения.

Можно предложить попридумывать ответом на какой вопрос (или какие вопросы - и чем больше, тем лучше) может быть данное повествовательное предложение.
Например,на какой вопрос я отвечаю, когда говорю: "У меня нет домашних животных"?(У тебя есть домашние животные? Какие животные у тебя есть? Какие животные живут у тебя дома? Чего тебе не хватает в жизни? Чем неожиданней вопрос, тем интереснее, или кто больше вопросов придумает.).
Или: "Четыре". (Сколько времени? Что ты получил за контрлльную? Сколько ног у собаки? Сколько лет твоему брату? И т.п.)
Или: Мне Маша рассказала. (Откуда ты знаешь? Кто тебе рассказал? )
Или: Из магазина (Откуда ты? Откуда ты принёс этот пакет?)

Тут ещё можно обратить внимание на вопросительные местоимения и попросить попридумывать предложения, к которым подойдёт вопрос "Где?" Или "Когда?" (И т.д. где, когда, куда, откуда, почему, зачем, как, кто, что, кого, чего, кем, чем, кому, чему и т.д.).

Это полезно и потому, что помогает увидеть связь между простыми предложениями в составе сложных. (Я пришёл (зачем?), чтобы забрать свои вещи. Я испугался (почему?), потому что в лифте погас свет и он остановился.)

Очень часто дети не понимают смысла написанного, потому что слова по отдельности понимают, а связи их ещё не умеют видеть. Поэтому, кстати, полезно уметь находить грамматическую основу предложения и задавать правильно вопросы к другим словам. В школе это отрабатывают, когда изучают тему "Разбор предложения по членам".

3 класс, чтение, члены предложения, 2 класс, вопросы, виды придаточных, детская речь, приемы, учебник, подчинительные и сочинительные отношения, язык, школа, синтаксис, русский язык, с детьми, 4 класс

Previous post Next post
Up