Jan 01, 2014 02:47
Это один из вариантов волшебной сказки, но самый распространенный, когда герой отправляется в путь.
1. Придумать, что заставляет героя выйти из дома (можно поискать в других сказках: ищет невесту, заболел кто-то, ищет лекарство, отправляется за какой-то диковинкой, выгоняют из дома, антигерой крадет жену, мать, ребенка, нужно идти искать, просто решил по белу свету погулять, или деньги кончились и т.п.)
2. Придумать, какие трудные задачи (их задает хозяин волшебного мира) предстоит решить герою в волшебном мире (или каким способом победить антигероя в бою) и какое волшебное средство (предмет или помощник или способность) может помочь эту задачу выполнить (построить замок из воска помогут пчелы, достать перстень из моря - рыба, разобрать зерно от мака в две горки - мыши и т.п.).
3. Придумать, каким образом по пути в волшебный мир герой получит волшебное средство, которое поможет ему в решении трудной задачи (какие испытания он пройдет): вежливо ответит старушке и расскажет, куда путь держит (а старушка даст волшебное средство), не собьет стрелой селезня и останется голодным (а селезень потом собьет утку, у которой в яйце смерть антигероя), рассудит спорящих о волшебных средствах так, что все средства достанутся ему, просто встретит в пути помощников с необычными способностями и возьмет их с собой (например того, кто всегда мерзнет, всегда хочет пить или всегда хочет есть (а трудные задачи будут попариться в нестерпимо горячей бане, выпить озеро, съесть стадо быков, например)
Тут же стоит подумать, где и как герой пересечет границу волшебного мира (спустится под землю, заснет под пение необыкновенной птицы под необыкновенным деревом, проснется и пойдет дальше, или через избушку "пограничника" бабы яги, или в лес темный зайдет, заблудится, илина небо поднимется, или в море войдет под воду, или сядет на ковер-самолет и долетит и т.п.).
Ну и все. Осталось только выстроить все события по порядку: Сначала случается что-то, что заставляет героя отправиться в путь, в пути герой получает волшебное средство (слушатель еще не знает зачем, а рассказчик уже в курсе подо что это средство подбирается), затем попадает в волшебный мир, встречается с хозяином этого мира, который дает ему трудные задачи (или с антигероем, с которым принимает бой), дальше с помощью волшебного средства со всем справляется, получает то, зачем отправился в путь, и возвращается домой. Еще мелочи типа придумать имя герою, придумать, кто именно будет хозяином волшебного мира и всякие атрибуты, словесные формулы, повторы и т.п. Можно усложнить героями-двойниками (ложными героями), которые выберут неправильные пути и которые потом могут устроить главному герою беду у дома, отняв добычу и убив (а потом, конечно, волшебный помощник героя оживит и он вернется, представив доказательства своей правоты, и разоблачит обманщиков).
Это совсем-совсем примитивная структура, но интересно очень, читая сказки обращать внимание на то, что герою по пути в другой мир попадаются именно те предметы и существа, которые ему пригодятся в ином мире. Можно даже, читая сказку, пытаться угадать, какая будет трудная задача, если герой по дороге спас птенца, например. Это интересно (так стоит читать сказки, додумывать, отгадывать). Мы так придумывали с детьми, было интересно. Зачем могут пригодиться герою кошки? Или муха? Или умение спать крепким сном? Или старый башмак? Или перо птичье? Или кусок сыра? Дети здорово придумывают ситуации, когда эти животные, умения или предметы окажутся единственными спасительными.
Конечно, прежде чем придумывать свои сказки, хорошо бы почитать другие, выделяя в них общие элементы структуры и похожие функции разных персонажей. Но с другой стороны, когда уже сам написал сказку, то на другие смотришь иначе, замечаешь интересные повороты, новые элементы и т.п.
Пропп,
чтение,
мотивы,
вариант урока,
2 класс,
5 класс,
развитие речи,
другой мир в сказке,
двойник,
сочинения,
жанр,
приемы,
6 класс,
"пограничник",
элементы сюжета,
Глаголъ и добро,
сюжеты,
литература,
Стрельцова Тамарченко,
миф,
сказка,
с детьми,
волшебная сказка