Парные функции в сказке

Dec 12, 2013 22:13

Парные функции в сказке.
Запрет - Нарушение
Околдовывание - расколдовывание
Дорога в иной мир - Путь из иного мира
Похищение - Спасение
Трудная задача - Решение
Превращение - Обратное превращение
Метка героя - Узнавание

Все события, происходящие в сказке, происходят с прицелом на будущее. Если муж запретил жене выходить из башни, то она нарушит запрет и ее колдунья заколдует, а сама займет ее место.
Тут интересно равновесие. Сказка стремится к равновесию. Она симметрична, зеркальна.
Вот сказка "Белая уточка" (учебником "Глаголъ и добро" я довольна хотя бы потому, что когда я задаю по нему прочесть полсказки, на следующий урок дети приходят с виноватым видом и говорят, что они случайно прочитали всю). Ведьма превращает княгиню в уточку, выманив ее из башни и уговорив покупаться (дети вполне соображают, что превратить ее в утку можно было только в воде, потому что в воде - другой мир, мир этой ведьмы). И вот они поменялись местами. Снова равновесие. В мире ведьмы теперь белая уточка, а в мире княгини - ведьма. И уточка не высовывается, и когда у нее вылупляются дети, она и им запрещает уходить из другого мира, выходить на берег, чтобы не нарушать то же равновесие. Но и они зеркально нарушают запрет и попадают на двор к своему отцу. И равновесие нарушено и ведьма неистовствует и их убивает. Но это она погорячилась, потому что не все так просто. Она не могла просто убить княжну: ей надо было кого-то оставить там, в воде, вместо себя. И детей нельзя убить просто так. Только страх за детей и держал уточку в ином мире и не пускал на двор к мужу. А когда дети пропали, никакого страха не осталось, и уточка улетела от своего озера спасать детей. Равновесие снова нарушено, муж узнает жену, расколдовывает ее (раз он знал об опасности и предупреждал жену, неудивительно, что он знает, как ее расколдовать), оживляет детей живящей и говорящей водами. Ну и двоим женам нет места в сказке: ведьму привязывают к лошадям: где нога упала - стала кочерга, где голова - горшок, где рука - куст. Да это просто ожившее чучело, оказывается, хотело захватить место живого. Может и его когда спрыснули живящей и говорящей водами?

Так вот про парные функции. Это же тоже про ружье, которое должно выстрелить. В литературе все зачем-то, для чего-то. И вот это понимание, что запрет введен, чтобы его нарушили, а помечен герой, чтобы потом его распознать, помогает потом понимать, что все повороты сюжета неслучайны, к чему-то ведут и к чему-то стремятся. Да и свои сказки тогда интереснее получаются: напряженнее и гармоничнее.
Кстати, сидела проверяла сказки, которые дети писали с волшебными предметами, двойниками и трудными задачами. Пришел сын трехлетний требовать общения. Я, чтобы ничего не пропустить, стала читать сказку вслух, потом вроде разобралась, снова про себя, но сын,оказывается, уже настроился слушать. Пришлось все ему читать. Понравились. Ну и проверять было удобно. Не все сказки, конечно, соответствовали заданной структуре, но все были ясными и интересными.

Пропп, чтение, мотивы, вариант урока, практика, 2 класс, другой мир в сказке, муми-тролль, двойник, сочинения, жанр, учебник, элементы сюжета, Глаголъ и добро, литература, Стрельцова Тамарченко, школа, миф, сказка, волшебная сказка

Previous post Next post
Up