Ритмы. Орнаменты. Стихосложение. Ямбы с хореями и ударение (тут дактиль;))

Oct 12, 2013 08:07

Тема "Ритм. Стихотворный размер". Вообще мы сегодня просто повторяли тему "Ударение", но вот как-то перешли к ритму.
Для начала ритм хорошо бы изучать с того, что такое орнамент - узор, который строится на основе повторения элементов. Вот орнамент, например: -*-*-*-*-*-* или вот: ппшппшппшппш. В первом случае повторяется элемент -*, а во втором ппш. Можно рассказать, где и когда он использовался, картинки показать народных орнаментов (греческого, например, или славянских), рассказать об их важности в народной культуре (ведь орнамент на одежде: на рукавах, подоле и вороте - это защита от темных сил именно там, где одежда не защищает). Повторяемость успокаивает, она в природе вещей.
Можно попридумывать свои орнаменты. А потом поискать, что у нас повторяется в жизни. Например, завтрак, обед, ужин - завтрак, обед, ужин - завтрак, обед, ужин; или день ночь день ночь день ночь; или зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень; или вдох-выдох, вдох-выдох; а можно послушать, как стучит сердце: сильный тук - слабый, сильный тук - слабый. Дети много чего придумывают, что в их жизни похоже на орнамент. Еще топот копыт, дом-школьный автобус-школа и т.п.
Орнамент - это повторяемость элементов. Ритм - это тоже повторяемость элементов. Сердце ведь ритмично бьется.
Т.к. мы повторяли ударение, я им предварительно дала задание выписать слова с ударением на втором слоге (написала слова на доске самые разные, и они выписывали только те, в которых ударение падало на второй слог). У тех, кто справился с заданием, получалось вот что: зима, река, мороз, снега; весна, капель, тепло, луга.
Стихотворением, конечно, не назовешь, но ритм при чтении чувствуется. Я даже им там рифму вставила для подсказки. Ну и они все сами заметили, что ритм тут есть.
Дальше мы вспоминали, что ритм похож на орнамент и что там должны быть какие-то элементы, которые постоянно повторяются. Стали эти элементы искать. Что там чередуется, что за узор получается? Из чего он получается?
Ну и обнаруживаем чередование слогов:
-/-/-/-/
-/-/-/-/
(значком "-" я сейчас обозначала безударный слог, а значком "/" ударный).
Потатакали:
таТА таТА таТА таТА
таТА таТА таТА таТА
Поотстукивали ритм по столам.
Потом потопали, одной ногой громче, а другой тише.

А дальше попробовали посмотреть, что будет, если придумать слова с ударением на первом слоге, а не на втором: Вася, Петя, Аня, Маша; Коля, Дима, Ира, Саша. Тоже получился ритм. И его нарисовали, отхлопали оттопали.

Особо продвинутым можно сказать, что такой ритм с ударением на втором слоге (зима, река, мороз, снежок) называется ЯМБ, а тот, в котором ударение на первом - ХОРЕЙ.

Потом можно еще много чем позаниматься. Можно обнаружить трехсложные размеры (три слога когда), и посмотреть, какие есть варианты: азбука, Африка, озеро, лодочка... (ударение на первом из стрех - отстучать) Или: корова, осина, веснушка, рябина (ударение на втором из трех). Или: караван, бутерброд, самолет, вездеход (ударение на третьем). У этих тоже есть свои названия: дактиль (с ударением на первом слоге, от греческого "палец", потому что у пальца три фаланги, и размер из трех слогов (трехсложный) - дактилем написана тема этого поста;)), амфибрахий (ударение на втором слоге, т.е. в центре сильный, по краям - слабый: "амфи" - с греческого вокруг (как амфитеатр), брахий - слабый: вокруг сильного слабые -/-) и анапест (ударение на последнем слоге, переводится как обратный: он обратный дактилю, зеркальное его отражение).

Трехсложные размеры (состоящие из трех слогов) здорово оттопывать ногами и отхлопывать: топы на слабые слоги, а хлопы - на сильный: Отбивая анапест, например, (топ(правая), топ(левая), хлоп(ладоши), топ, топ, хлоп) вы обнаружите себя поющими we will rock you:-).

Ну и, конечно, потом стоит поучиться отхлопывать и оттопывать стихотворения и определять, что там за ритмичный рисунок.
Мы с детьми так играли (это уже с пятиклассниками): я им "татакала" стихотвоение, из тех, которые они знают наизусть, а они отгадывали, что это.
Но только надо учитывать, что в стихотворениях ударные и безударные слоги распределяются, конечно, не строго по словам: например, ударный слог из стопы может быть в одном слове, а безударный в другом:
моРОЗ иСОЛН цеДЕНЬ чуДЕС ный
еЩЕ тыДРЕ млешьДРУГ преЛЕС тный

Ну и да, ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий - это "стопы". Они как шажки(стопа - это ведь то, что оставляет отпечаток, делает шаг), одинаковые следы, отпечатки на ткани стихотворения, стежки, которыми слова прошиты.
Пятистопный ямб - это пять шажков ямба в строчке, например. Шестистопный дактиль - значит шесть раз три слога поместились в строке.

А еще интересно, что именно такое стихосложение окончательно "ввели" в литературу Ломоносов и Тредиаковский. До них стихотворения на русском языке писались иначе (и это тоже познавательно почитать; вот Кантемир, например, поэт 17 века: http://az.lib.ru/k/kantemir_a_d/text_0030.shtml Тут статья о нем, и есть отрывки его стихотворений, очень непривычных для современного уха;)).
Здорово об этом рассказывает в Интернетуроке учитель Филипповской школы Наталья Ладовская в уроке про Ломоносова. Мне ее уроки вообще нравятся очень ( http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/brusskaya-literatura-xviii-vekab/znakomstvo-s-zhiznyu-i-deyatelnostyu-m-lomomnosova )

вариант урока, стихосложение, Ломоносов, Персоналии, 2 класс, 5 класс, ритм, приемы, стопа, Кантемир, история языка, 6 класс, просто интересно, амфибрахий, хорей, Пушкин, литература, гласные, персоналии, ямб, язык, фонетика, ударение, размер, Интернетурок, с детьми, поэзия, дактиль, Тредиаковский, анапест

Previous post Next post
Up