Литература малышам. Понятие жанра.

Oct 10, 2013 07:09

В первом классе мне нравится программа Стрельцовой и Тамарченко. Там дети знакомятся с детскими жанрами фольклора, с тем, что такое жанр, и сами учатся придумывать свои произведения в предложенных жанрах.
Это очень интересно. Находить общее в разных произведениях одного жанра, пытаться сформулировать цель жанра, узнать его историю, корни, посмотреть формальные признаки, а потом, пользуясь своими знаниями, придумать свое произведение в этом жанре. Тем более это полезно потом, когда в общем нужно будет находить проявления необычного и индивидуального.

Но начинаем мы не с учебника. А с того, что такое жанр. И берем совсем не литературный жанр - рецепт. Жанр ведь? - Жанр! Еще какой!
Цель есть - дать инструкции к приготовлению пищи. Структура есть (название, список и количество продуктов, описание процесса, способы и особенности подачи к столу). Все это мы формулируем вместе, разглядывая настоящие рецепты: ищем похожие черты, разглядываем структуру, формируем цели, ищем повторяющиеся слова, даже внешне находим, чем похожи рецепты (столбиками списка продуктов с цифрами и мерами: кг, столовая ложка, щепотка, стакан, литр и т.п.).

А задание я даю придумать рецепт бабы Яги. Форма, жанр, структура - внешнее должно быть строго соблюдено, а вот содержание и наполнение - свое, выдуманное, сказочное.
Смысл задания - показать детям, что такое жанр, что такое память жанра.

Таких маленьких бытовых жанров очень много. Поздравление (в открытке) - вот тоже жанр. Тоже есть цели, есть четкая структура, есть почти обязательные слова.
Обращение - поздравление - пожелание - подпись.
Посмотрели несколько скучных поздравлений, выделили структуру, подумали, как сделать каждый этап индивидуальным.
Обращение. Как назвать того, кого поздравляешь(какое имя уместно, какое приятно, как вообще можно?)? Какой эпитет подобрать? (такой, чтоб был именно про этого человека и ему очень приятен: тут обсудили суффиксы айш, ейш (умнейшая, добрейшая, любимейшая и т.п.) и сложные прилагательные, которые так любил Гомер: прекрасноокая, густоволосая, доброщедрая - дети много чего могут напридумывать).
Про пожелания мы в основном о форме говорили: Можно начать с "желаю", можно с "пусть", можно с торжественного "да..." ( как в "да будет свет"), а можно с форм "делай(те)": радуйся жизни, улыбайся чаще и т.п. Ну и про содержание тоже поразмышлять: о чем, по-вашему, мечтает и чего хочет именно этот человек?
Ну и подпись можно тоже индивидуализировать.
В общем, полет тут в рамках, но от этого он не менее полет: высоту никто неограничивает - ограничен только радиус полета;).

Тут еще можно про оформление и разнообразные торжественные шрифты. Повыдумывать, поразрабатывать. Ну и причины поздравления тоже можно разные поискать: с весной, с концом урока, со сделанным домашним заданием и с несделанным тоже, с дождем, с утром, с вечером. Они сами лучше придумают, с чем можно поздравлять.

Это простые жанры, с достаточно четкими формальными предписаниями, в рамках которых можно все равно очень многое себе позволить: это тот случай, когда рамки не ограничивают, а становятся платформой, взлетной полосой.

А потом мы и в литературных жанрах тоже учимся искать общее, конечно, исходя, прежде всего, из внеязыковых целей жанра, и пытаемся обосновывать его особенности, опираясь на знания о его истории. Это очень интересно, потому что дети вдруг обнаруживают, что их считалки, загадки и т.п. - это не только их, что раньше это принадлежало взрослым и взрослые верили в волшебную силу этих, казалось бы, совсем не серьезных игровых словечек. Но это уже другая история.

вариант урока, практика, 2 класс, поспорить, 5 класс, развитие речи, сочинения, приемы, просто интересно, речевые жанры, литература, лицо, русский язык, Бахтин, речь, первый класс и не только, с детьми, поэзия, про жизнь, к праздникам

Previous post Next post
Up