Подаваю и кладил, молчай и целоваю.

Sep 21, 2013 20:40

Почему именно подаваю?
Мишка (трехлетний сын) образовал личную форму (первого лица, единственного числа, т.е. сочетающуюся со словом я) от неопределеной формы "подава-ть" Он прибавил личное окончание -ю, убрав -ть от начальной формы. И он прав. Посмотррите: реша-ю, обеща-ю, куса-ю - все глаголы, которые сочетаются с местоимением "я" могут заканчиваться только на у или ю (за оооочень редким исключением). То же самое с целоваю: начальная форма целовать минус ть плюс ю.
И дети усваивают это правило очень хорошо. И используют его. Прибавь к основе -ю или -у - получишь такое слово, которое надо ставить рядом со словом я.

То же с кладил. Я сказала ребенку "клади", и он, чтобы показать мне, что это действие он уже совершал, взял предложенную мной основу и прибавил к ней -л (это показатель прошедшего времени, а то, что после этого л не стоит ни -а, ни -о, ни -и - это показатель того, что Мишка мальчик, а не девочка и что он "кладил" один, а не с кем-то вместе, тогда было бы кладил-и).

Ну и про молчай все очень понятно. Слово образовано от основы молча-, которую мы прекрасно видим в словаре в начальной форме молча-ть. Девочка прибавила к этой основе суффикс повелительного наклонения -й, который она выделила во многих других словах в этой форме: чита-й, рису-й (дети скажут "рисовай", догадайтесь почему;)), сто-й, отда-й и другие.

По таким примерам очень здорово разбираться, что такое основа и что такое то, что в основу не входит.
Дети усваивают правила языка и начинают их применять по аналогии, не зная исключений и неправильностей, которые возникли в результате исторических процессов в языке. Про то, что произошло с основой типа целоваю, я писала здесь http://nekakprivikli.livejournal.com/8403.html
Эти кую, а не коваю, целую, а не целоваю - это живые неправильности в нашем языке, признаки того, что язык живой, что у него есть своя история и свои "закидоны";) Это нарушение законов на самом деле, а дети законы языка в своей речи не нарушают.
Они неправильности не усваивают сразу. Они делают все правильно. Раз целовать - значит целоваю, раз клади - значит кладил и кладить (класть - тоже ненормативность, проявление живости языка)
Дети сохраняют основу неизменной. Дети усваивают формообразующие суффиксы и окончания и прилепляют их к "идеальным" основам. Они создают правильный логичный язык с четкими законами без всяких исключений и частных случаев. Не положи, а поклади. Потому что туши - потуши, носи - поноси, вези - повези, держи - подержи... Почему же клади - положи, а не поклади? Об этом по аналогии не догадаешься. С точки зрения логики и правила аналогии это неправильность. А дети усваивают язык по аналогии.
А наш язык очень часто живет не по правилам логики, а в том числе и по традиционному принципу.

А о том, что такое основа, я попробую написать в следующий раз.

окончание, глагол, устная речь, спряжение, Морфология, детская речь, разговорный и книжный, приемы, история языка, грамматика, разговорная речь, просто интересно, окнчание глагола, средний род, морфология, морфонология, основы глагола, состав слова, лицо, русский язык, речь, исключения, основа, с детьми, род, части речи

Previous post Next post
Up