Невозможное содружество! Очень личное мнение.

Mar 27, 2016 21:25



Я избалована советской полиграфией, я выращена и воспитана двадцатипятитомником научной фантастики, мне досталась тяжёлая доля любовницы русского литературного языка, и как же часто, мой Бог, в последние двадцать лет под его личиной мой мозг пытались иметь различные суррогаты. Но! Речь нынче не обо мне, о книге.
О книге снаружи и книге изнутри. Книга снаружи - это авторы и обложка. Книга изнутри - это содержание. И авторы. Поэтому о них, чтобы не дважды - в самом конце.
А сейчас обложка. Не зря в самом начале я посетовала на избалованность. Уже давно книги, издаваемые в нашей стране, пугают меня своим дизайном. Своей фестивальностью что ли. Стилем «Я надену всё лучшее разом». Навязыванием образов. И, заходя в книжный, я уныло брожу среди полок, параноидально подозревая вот эти нахальные и эти, нарочито-скромные, во вранье и несоответствии содержанию. Знаю, уважаемые авторы, что обложка «Содружества» - вами выстраданное детище. И всё же каждый раз, закрывая книгу, напарываясь взглядом на обветренный профиль, я извиняюсь. Простите, Тайтингиль, но не вот этим брутальным викингом с морщинками и выбритым подбородком я вас представляю. Не этот цвет считаю я светлым золотом. И Котик для меня не хипстер, а вполне себе нефор, дорогой, жуиристый, сытый… С другой стороны - понимаю, это ведь продающее, кому, как не мне понимать, двадцать без малого лет отдавшей работе с упаковкой. Но внутренний ЭсХу упорно бурчит, что не знай я лично автора и талант, за одну обложку и краткий синопсис я книгу покупать поопаслась бы.
Книга изнутри. Это язык, герои, сюжетная линия (движуха, секс, пейзажи). Язык прекрасен. Странен там, где ему таковым быть должно, в меру шаблонен, ровно так, чтобы не сваливаться в крутое пике серии «Арлекин». Видно, как авторы нежно любят рыскать, мурчать и порыкивать от лица своих героев и сами по себе. И если два последних сливались чудесно с повествованием, то с рысканием я долго спотыкалась. Рыскают там практически все, за исключением Мастера войны, который культурно скользит и перетекает. Поясню свой индивидуальный затык: рыскать для меня - это либо рвано передвигаться зигзагами, либо разово резко менять направление движения. В тексте же этот глагол, как я понимаю, чаще подразумевал синоним к слову «метнуться». И оттого представляя то вальяжного Котика, то тонкозвонную Алинку резко меняющими место дислокации, я немного терялась.
Очень подошла мне звукопись, помогающая выстроить, выстррроить образы действующих лиц. Высокоштильный отточенный эльф, резвоголосая Алинка, очаровательный Мастер войны со своей корабелью, люди, люди, человечищи заводские и беломорские, юдогномы, конечно же Котик, напоминающий своими монологами пресловутые сетевые «Дневники кота». Всё к месту, всё в меру, в мерру.
Теперь герои. Но сперва чуть-чуть жанр. С попаданцами я знакома давно, попаданцы мне даже нравятся по большей части. Однако «благодаря» доступности, пусть кажущейся, возможности создавать свои литературные миры и произведения, жанр этот довольно сильно дискредитирован писунцами и писульками всех мастей, равно как и махровая фэнтезятина с элементами космических саг. И тут с осторожностью приходится прикасаться к героям - а ну как с них шаблоны посыпятся обильным потоком. Но нет. Не в этой книге, не в этот раз. Отдадим должное честности и беспристрастности - герои книги таки шаблонны, но ровно в том количестве, которое потребно для прорисовки образа классического эльфа, типичного кота, обычного инопланетянина. Всё, что сверх того, сверх шаблонов - уже живые характеры конкретных особей.
Теперь конкретно об особях.
Тайтингиль. Что мне в нём категорически и сразу понравилось - отсутствие внутренних метаний и злоупотребления собственными клише поведения. Ну то есть по-русски говоря - внутренняя логика поведения. Авторами (по относительно понятным мне причинам) был опущен процесс западания на Ирму, но в развитии их отношений рыцарь выглядит вполне убедительно. Что у меня в голове не состыковалось с образом, так это поименование эльфа исконно-посконным витязем. Остроухому златовласому витязю пришлось изрядно побороться в моей голове с шаблоном из русских былин и Александра Сергеевича. Но по здравом размышлении я пришла к выводу, что действительно вариант такого поименования вполне логичен и даже интересен. Меня вот заставил выйти за рамки.
Ирма. В первой трети книги от нее отчетливо пахло девяностыми, малиновыми пиджаками и золотыми цепками. Даже странно было не обнаружить с нею рядом пары телохранителей. Во второй трети Ирма из деловой, жесткой и хваткой женщины превращается в слюнявую истеричку. Совершенно для меня неожиданно и нелогично, увы, Ирма перестаёт мне нравиться, вызывает недоумение то, чем же она именно вот сейчас продолжает привлекать к себе эльфа, хотя бы внутреннее свечение там какое, липа внутренняя… Нет. Разговор с придыханием через слово, шум, мельтешение. Не женщина, а шумовая граната с огромным комплексом неполноценности, проклюнувшимся откуда ни возьмись. К концу она выравнивается будто бы, продолжая сердить своей непонятной привлекательностью.
Котик. Котики, они залог современной популярности всего. Если в любое место, к любому событию добавить котика, то оно приобретает непобедимую очаровательность. Поэтому с Димой-Азаром авторы точно не прогадали. Котик очень важный, узловой персонаж, он намертво цементирует героев в единое целое, он привязывает читателя к сюжету, он где надо - логичен, где должно - порывист, он одновременно и тормоз, и газ иномирцев. Он, пожалуй, евреистее двергов. И при этом тоже не от мира сего. И несмотря на то, что в прошлом мире, прошлой жизни он был Потрошителем Азаром, его мирнейшее, пушистейшее перерождение вовсе не вызвало у меня отторжения. Именно так - пупсиком, котиком, он и должен был воскреснуть. И горячейшая привязанность к Тайтингилю - это вот тот самый отклик из прошлого, оставленный ему Творцом Эалы, его несбывшееся желание родиться эльфом. Единственное, что вызвало у меня вопрос, это в сцене поиска Тайтингиля после изгнания паучихи - сравнение движений орка с мейн-куном. Может быть (а скорее всего так и есть), мы с авторами видели совсем разных мейн-кунов, но у меня об этих котах-переростках сложилось мнение как об очень неуклюжих в плане прыжков и скоординированности быстрого передвижения животных. И потому в указанной сцене вместо по-боевому четких движений в голове отразилось скорее падение за парапет…
Мастер войны. Жаба. Царевна-лебедь. Анимешка. Слишком много и слишком мало, чтобы очеловечить его, проявить. Здесь характер оказывается куда ярче, чем описание внешности, здесь неважно, как ЭТО выглядит, важно, ЧТО оно привносит. Тем лучше для меня, тем вкуснее мне этот персонаж. Вот его любовная линия отчего-то не вызвала у меня вопросов, может быть потому, что иномирец-инопланетянин оказался более человечным (ой не потомок ли он переселенцев с Геи, выхолощенный генетическим и евгеническим отбором?). Мастер весОм в битве и уравновешивает лёгкость Котова, добавляя всей честной компании сумасшедшинки.
Дверги. Вот таки да! Именно вот, я бы сказала. Довольно точное попадание в образ и в цель. Разве что прощально крестящий Тайтингиля Лев Абрамович как отсыл внезапный к домовому с обложки «Некроманта». Но… Сало, как известно, со сметаной можно.
Все остальные - это все остальные, присыпка хрустящая, топпинг на вазочке с вкуснейшим пломбиром из отборрррных сливок. Чуете, авторы, до чего вы меня довели?))
Устала уже, но впереди сюжет. Движуха, секс, пейзаж. И я начну с конца, с антуражей, со сценической площадки. Удивительно, как легко читается и ПРОЧИТЫВАЕТСЯ книга, где описание местностей лишь слегка очерчено общими фразами. Москва, квартира, плацкарта, Русский Север. У героев столько дел, жизнь и авторы их так лихо заверте…, что времени оглядываться по сторонам нет не только у них, но и у читателя. Впрочем, чего тут такого? Москву все знают, плацкарту - почти все, а описанного в тексте вполне достаточно, чтобы ее, родимую, испугаться. Ну а могучая русская природа… Эх! Не на природу ехали, кораблю доставать.
Секс. Не в смысле гендер. Спасибо за отсутствие (почти полное) арлекиновой физиологии и чресел дрожащих. Чувственно, скромно, доходчиво. И лично мне немного мешает без раздумий вручить книгу четырнадцатилетнему сыну с напутствием срочно читать. И вслух читать это всё другим людям, пожалуй, тоже. Но, как указали авторы, секс, как и движуха - вещь продающая. Просто мне этот ваш секс - как праноеду со стажем книга о вкусной и здоровой пище… Тем симпатичнее мне точка зрения на это Тайтингиля в первой трети книги))))
Движуха. Скорость. Бой. Бойня. Урки, бандиты, наркоманская молодежь. Космическая корабль. На все вкусы, на все времена. И «Владимирский централ» бэком в голове. Захватывает, да. Не избыточно, но в избытке. Спасибо за отсутствие описаний боя в стиле «Он прогнулся и резко присел, поражая в глубоком выпаде верхнюю четверть печени противника». Всё очень динамично, и если даже не везде правдоподобно, так ведь у нас фэнтези! Списываем на магию, и все дела.
Стоит ли еще раз, подводя итог, говорить, что книга понравилась? Конечно стоит! Есть любимый персонаж. Есть любимая игра слов. Есть пара любимых эпизодов. Есть пара-тройка нелюбимых. Есть желание дождаться продолжения. А также, после личной встречи, есть глубокое уважение к труду и терпению двух богических женщин, которые и подарили нам возможность пожить чужой жизнью в нашем мире.

чтиво, ухты-ахты!, кому добра?, типатворчество, отпусти меня трава эвкалипта

Previous post Next post
Up