В британском фотофинише о выходе из ЕС, из стратегических соображений, мне нравится сценарий с победой "Leave", и затем в течение нескольких лет, повторный, но уже победный референдум о выходе Шотландии из Британии (Shexit); с дальнейшим присоединением к ЕС. Во-первых, это красиво.
Тут стоит, пожалуй, оговориться, что сама идея либеральной паневропейской интеграции и европейской идентичности - очень прилекательная. Однако ее реализация оставляет желать лучшего. Евроскептицизм - это реакция на систематическое институциональное игнорирование евролидерами как демократии на федеральном (паневропейском) уровне, так и федерализма в части checks and balances. ОК, народ о себе напомнит, как сможет.
Великобритания функционирует в качестве промежуточного звена многоуровнего асимметричного федерализма («матрешки»), с Шотландской автономией внутри, и надстройкой ЕС снаружи. В этом ее положение аналогично Грузии в составе СССР, с Абхазской и Осетинской автономиями, или Украине с Крымом. В процессе деволюции, при освобождении государства среднего уровня от «имперского», для низового этот «имперский» уровень является естественным союзником против среднего. Для Шотландии отношение “Remain” к ЕС являeтся аналогом абхазско-крымского просоветского четвертьвековой давности.
Как я писал в «
Восходe Империи», «отношение к интеграции становится /дополнительным/ фактором внутренней поляризации. Появляются фракции «за прежнюю интеграцию», за независимость, за евроинтеграцию. Это опаснее там, где границы этих фракций примерно совпадают (overlapping cleavages) с этно-лигво-конфессиональным делением или региональной экономической специализацией.» Это вполне описывает нынешнюю ситуацию с Шотландией (см. красивую карту еврофильства @
Yougov, и
у i_eron).
После голосования Великобритании за выход, она и ЕС окажутся в состоянии федерационной конкуренции за Шотландию (например, аналогично российско-украинской за Крым). Я склонен полагать, что ЕС выиграет: прошлое голосование было близким, описываемая динамика сыграет на руку евроскептикам. Голосовать Шотландия будет за гордую независимость, но это не должно вводить в заблуждение: так же как и в случае с прибалтами, Хорватией или Украиной, краткосрочная долгожданная независимость будет непродолжительной фазой перед аннексией ЕС. Возможно, хотя и вряд ли, что англичане смогут по-прежнему предложить шотландцем некий привлекательный new deal; например, перенаправив в Шотландию значительную часть нынешней дотации для ЕС.
Тут надо отметить, что в постсоветских случаях ЕС зачастую проводил направленную внешнюю политику, антагонистично-конкурентную по отношению к СССР-России; но это впечатление несколько преувеличено фактором «естественной» привлекательности. Я предполагаю, что в случае Шотландии этого не будет, и достаточно окажется «естественного» институционального давления, а евролидеры смогут развести руками, мол «мы тут не при чем». Однако даже интереснее, если политический курс ЕС сменится, и будет активно направлен на скорейшую интеграцию Шотландии, а может и на стимуляцию ее побега.
Если это читается, как довод голосовать за «Remain», то это лишь немногим более утешительно для англичан. Это означает, что для асимметричной федерации, даже экономически благополучной, вхождение в состав ЕС - является необратимым, с соответствующей потерей суверенитета и далее - элементов идентичности.
После Brexit, отношения Великобритании и ЕС резко поменяются. Сушествование объединенного великого государства в континентальной Европе являлось основным кошмаром английской дипломатии с начала 19в, да и ранее. Более того, это может оказаться континентальной империей с пятачком на самом острове. ЕС оказывается крупнейшей стратегической угрозой для Англии, как сейчас для России. Вполне возможен подход, что если он окажется угрозой в этом случае тогда, то он является ей уже сейчас. В случае Шекзита, отношения Англии с ЕС вокруг беглой Шотландии будут весьма аналогичными нынешним отношениям России с ЕС вокруг беглой Украины. Если Англия вернется к роли
offshore balancer, как это было в 19в, то следует ожидать сближения и неформальной ситуационной англо-российской дипломатической коалиции, дружащих против ЕС. Напротив, как это ни нелепо, недавняя близорукая британская доктрина нацбезопасности (
тык,
pdf), указывает на Россию как на угрозу, в связи с той же Украиной, в солидарности с ЕС.
R. Cohen
сравнил O. Mateen с Гаврилой Принципом, рассматривая Brexit как потенциальнй шаг к "крушению миропорядка". Несмотря на явнo предвоенный характер европейской ситуации, Brexit, в силу описываемой динамики, это шаг консервативный и скорее всего несколько снизит вероятность войны - за счет повышения евроскептицизма, ребалансирования федерально-национальных полномочий в ЕС, смягчения евроэкспансионима, и некоторому смягчению дисбаланса в Европе. Это во-вторых.
(см ранее "
Европа: восход империи.")