Среди израильских френдов идет вялое, но широкое обсуждение, отражающее некое общественное недоумение и разногласие по поводу того, что же именно празднуем (см.
Mishabrook,
Michaelko,
Nomen-Nescio,
Davidaidelman, а также
Yakir-mamlal-2009).
В трех основных источниках - три разных подхода к празднику. Во-первых, Ханука - это Фестиваль Света; такая трактовка кажется адаптацией к NewAge и частенько совпадающему Рождеству, но поддерживается Флавием (
Antiq 12:7,
отрывок ) (да и позднейшей каббалистической/нумерологической интерпретацией). Во-вторых, Ханука - это День Победы Хасмонеев, с опорой на христианский канон и еврейский апокриф - Книгу Маккавеев (
1Мак:4, about). В-третьих, Ханука - это чудо с кувшинчиком масла, с опорой на Гемару (
Шабат 21б, см. также пост
ХБ). Рамбам предлагает ныне общепринятую реинтерпретацию: «When the Jews overcame their enemies and destroyed them, they entered the Sanctuary; this was on the twenty-fifth of Kislev. They could not find any pure oil in the Sanctuary, with the exception of a single cruse. It contained enough oil to burn for merely one day. They lit the arrangement of candles from it for eight days until they could crush olives and produce pure oil.» (Мишне Тора, Мегилла и Ханука,
гал. 3:2)
Соответственно, отмечание идет на трех уровнях. Во-первых, это праздник военной победы (по Флавию и Маккавеям). Во-вторых, это праздник последующего освящения Храма (по всем трем источникам). В-третьих, это праздник масла (по Шабат) и света (по Флавию). В общем, в духе свободы еврейского вероисповедания, каждый имеет возможность выбрать себе отмечание по душе. Надо однако иметь в виду, выбирая, что эти три варианта - из трех уровней Торы (
"Тора 1-2-3"): победа - в повседневно-ритуальном, освящение Храма - шабатнем, и масло со светом - меркаве. Выбирать надо правильно.
Но при чем тут масло? Казалось бы, на фоне национальной независимости, меркнут какие-то подозрительные манипуляции с учетом, потреблением и снабжеинем оливковым маслом; Ханука - это прежде всего День Победы. И масло не то, и ответ не тот. Сначала разберемся с милитаризмом. Надо ли рассматривать эту военную победу в качестве религиозного праздника? Нет, конечно; та или иная победа, например израильские в Войне за Независимость, либо в Шестидневной итд., сама по себе, - может быть лишь национальным, пусть даже важным, празднованием, - но не религиозным. Милитаристам тут возражает Танах, по аналогичному поводу: «And the Lord said unto Gideon: 'The people that are with thee are too many for Me to give the Midianites into their hand, lest Israel vaunt themselves against Me, saying: mine own hand hath saved me.» (Шофтим 7:2, см. также "
Критерий Иеруббаала").
Так что же с маслом? Латкес являются традиционным квазиритуальным блюдом на Хануку, поскольку напоминают нам об оливковом масле. Но увы, Рамбам интерпретировал фантом. Оливковое масло нас интересует лишь постольку, поскольку напоминает нам о сливках Масле Торы. Рамаш: «именно тогда раскрылся уровень "масла" - "тайное тайных"» (
тык); ‘For holy’: this refers to the oil (Берахот 53б). Сохранение масла? «R. Liezer said: He blessed it in the matter of a lamp, and this happened in my case. I once lit a lamp for the Sabbath night, and when I came at the termination of the Sabbath I found it still burning and not at all diminished.» (Бер Рабба 11:2) Более того, масла первосвященника и должно было хватить на один день; и можно даже понять, на какой. (См. Мишна Йома 1:1/2а; это заодно согласует позиции Бет Шаммая и Бет Гиллеля в Шабат 21б; UPD-2014. См также "
Этот день".).
Итак, чуда, описанного Рамбамом, не произошло. А что было-то!? Евреи в опасности; нам нужно чудо!
(продолжение возможно)