Часть 3. Наши и китайцы. Легковые автомобили

Dec 05, 2010 01:48

Под “нашими” я обычно подразумеваю автопроизводителей из республик бывшего СССР, в которых сохранилась автомобильная промышленность и которые, не смотря на козни политиков, продолжают сохранять добрососедские отношения - Россия, Украина, Беларусь и т.д. Обычно автопроизводители из этих стран занимают верхние строчки продаж новых авто в своей и соседних странах. Еще общими чертами, присущими “нашим” (по крайней мере в легковом секторе), являются: туманное будущее и отсутствие в связи с этим сколь угодно перспективных разработок и по-настоящему новых моделей. Вот и приходится привлекать внимание публики к давно известным моделям автомобилей, обращаясь к неизменным инстинктам последней, как это делал ЗАЗ со своей шоу-программой “Помила Ланос” (это на украинском). Шоу заключалось в том, что полуобнаженные девушки модельной внешности под музыку мыли Заз Ланос. Помыли они его, надо сказать, фигово, но это же не главное, правда? ;)

1.


Вообще дела у ЗАЗа, который является стержнем всей корпорации УкрАВТО, идут не очень. Кризис до сих пор лютует, продажи в этом году выросли, но незначительно. Основу благополучия ЗАЗа и УкрАвто составляет хорошо известная модель Lanos, однако для того чтобы оживить спрос, нужно или основательно его модернизировать, или разработать новую модель ему на замену. И первое, и второе требует больших денег, которых нет, т.к. продажи невелики. Замкнутый круг. Программы утилизации, подобно российской, в Украине нет, и не предвидится, ибо власти этой страны озабочены не поддержкой национальных производителей, а улучшением собственного материального положения. Еще одной проблемой, с которой придется столкнуться ЗАЗу и УкрАВТО в скором времени - отсутствие подходящих силовых агрегатов для Ланоса. В свое время, когда Ланос еще производился в Польше на заводе FSO, который принадлежал корейцам из Daewoo, производство двигателей для него было налажено в соседней Румынии на заводе, который также принадлежал Дэу. После того как компания Daewoo Motor обанкротилась, ее подразделения в Восточной Европе поменяли хозяев, так вышеупомянутый румынский завод стал принадлежать Форду. В результате этот завод уже давно собирается свернуть сборку непрофильной продукции, после чего производство Ланосов останется без новых двигателей и КПП. ЗАЗовцы уже долго экспериментируют с различными агрегатами, например в прошлом году на Столичном автошоу показывали Ланос с китайским движком, но окончательно определиться никак не могут.

2.


Старые партнеры тоже не радуют и норовят неприятные сюрпризы подкинуть. В 2009 году закончилось лицензионное соглашение между General Motors и ЗАЗом, которое позволяло продавать Ланос в России под брендом Chevrolet. Стороны не смогли прийти к компромиссу, в результате в России (самый крупный экспортный рынок для ЗАЗа) Шевроле Ланос будет продаваться как ZAZ Chance. Имя безликое и рождает ассоциации с чем-то китайским, что однозначно не будет способствовать росту популярности Ланосов на российском рынке. Еще одно кидалово со стороны GM - отказ от планов по производству Chevrolet Aveo для европейского рынка на заводе FSO в Польше, который принадлежит УкрАВТО. Производство останавливается в марте 2011 года. Затем имеющееся оборудование для производства Авео, который к тому времени станет “предыдущим поколением”, перевезут на ЗАЗ, людей уволят, завод закроется. Сейчас УкрАВТО озадачена поиском потенциального партнера, как для корпорации в целом, так и для польского завода в частности. С большой долей вероятности таким партнером станут вездесущие китайцы, которые будут рассматривать УкрАВТО и FSO как тренировочный полигон перед покорением Европы и последующего мирового господства :) Но китайцев мы еще рассмотрим более детально ниже, а пока вернемся на стенд ЗАЗа на автошоу. На стенде, понятное дело, без откровений: серенькие и беленькие славуты и ланосы. Как-то оживить эту серость попробовали ярко-красным Ланосом хэтчбеком с элементами тюнинга и гоночным Ланосом спорт. Вообще, название Ланос Спорт зарезервировано за трехдверным хетчбеком с двигателем 1,6 литра и рядом визуальных отличий от привычного ланосовского хетчбека, но его уже давно не производят и не продают. И еще интересно, что одновременно со Столичным автошоу в Киеве в те же выходные в Крыму проходил самый авторитетный этап раллийного чемпионата Украины - “Ялта-ралли”, но профессионально подготовленный раллийный автомобиль почему-то стоял внутри кондиционированного помещения автосалона, вместо того, чтобы мчаться по горному спецучастку. Где же он вообще гоняется?

3.


4.


К чести ЗАЗовцев, просто так они сдаваться не собираются и в тех условиях, когда невозможно провести кардинальное обновление модельного ряда, стараются его расширить за счет появления новых модификаций существующих моделей. Так на августовском московском автосалоне MIMS был показан Ланос с автоматической КПП под девизом “самый дешевый автомобиль с “автоматом””. На Столичном автошоу “автоматических” Ланосов было два - хэтчбек и седан. Внешне, понятное дело, никаких отличий от “механического” Ланоса не было обнаружено. В салоне - селектор АКПП и улучшенная отделка, соответствующая дорогой комплектации (даже тахометр на приборной доске остался). Однако попытка выяснить у консультанта “Что? Когда? Сколько?” не увенчалась особым успехом. На данных экземплярах стоит 4-ступенчатый “автомат”, который ставят на Chevrolet Aveo. Машины - не товарные, они предназначены для проведения испытаний и сертификаций, при этом какая АКП будет стоять на серийных машинах, пока не известно. Как изменится цена относительно базового Ланоса с МКП тоже не известно. Какая-то ясность появится только в начале 2011 года.

5.


6.


7.


8.


Следующий экспонат ЗАЗовского стенда тоже достаточно необычен, хотя внешне опять таки полностью повторяет стандартный вариант Ланоса, на этот раз в образе фургона (Lanos Pick-Up). С этим автомобилем ЗАЗ попытался влиться в русло новомодного экологического течения, но так как гибридного привода, который можно было использовать за недорого нет, и не предвидится, получившийся автомобиль (заводское обозначение TF55EO) полностью электрический. Построен он в сотрудничестве с Институтом электродинамики НАН Украины. Как я уже упоминал, автомобиль работает только на электричестве, т.е. бензинового двигателя и бензобака нет. Их место в передней и задней частях машины заняли аккумуляторные батареи Ista (4+4=8), причем обычные стартерные. Расчетный запас хода - 50 км. Зарядка - от бытовой сети, занимает 6-8 часов. Под батареями в моторном отсеке находится электродвигатель постоянного тока итальянского производства мощностью 15 кВт. Он состыкован с обычной пятиступенчатой МКПП, столько ступеней электромобилю конечно не нужно, но альтернативы нет. Также в мотором отсеке находится блок управления двигателем и обычный 12-ти вольтовый аккумулятор для питания светотехники. Все эти дополнительные электрические силовые элементы весят не намного больше, чем утраченные бензиновые, таким образом, грузоподъемность фургона практически не изменилась (500 кг). В салоне также изменений немного - добавился только блок управления электрической частью, а на приборной панели вместо привычных тахометра и указателей уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости появились уровень заряда батарей и вольтметр. Кстати, печки у электрического Ланоса нет, т.к. нет привычной системы охлаждения двигателя. Создатели видят свое детище в качестве развозного автомобильчика для обслуживания торговых точек закрытых для движения обычных автомобилей зон крупных городов, курортов и т.д. и собираются заниматься совершенствованием конструкции электромобиля с целью увеличения пробега и улучшения его динамических качеств. Главная проблема - цена. Стоимость электродвигателя и батарей составляет около $5000! У меня есть некоторые сомнения, что данная разработка дойдет до конвейера, особенно в нынешнее кризисное время, но зазовцы уверяли, что могут начать сборку таких электромобилей под заказ в любой момент.

9.


10.


11.


Не блещет успехами и российский ВАЗ, который традиционно лидирует по продажам в абсолютном зачете на территории Украины, но доля которого на украинском рынке с каждым годом неуклонно снижается. На “домашнем” московском августовском автосалоне ВАЗ показал всего лишь один “перспективный” макет проекта R90, который представляет собой всего обычный универсал Renault Logan MCV с измененным передним бампером и вазовской эмблемой. На киевском Столичном автошоу не было даже этого, а были представлены такие же вазовские модели, что и на майском SIA (даже машины похоже были те же самые). Я для себя выделил из них тройку моделей, которые мне показались наиболее интересными. Во-первых, это ВАЗ-1119 Калина Спорт, впервые показанная украинской общественности на салоне SIA-2010 в мае. От своих рядом стоящих сестриц по “ягодному” семейству, внешне “спортивная” Калина отличается колесами увеличенного размера и измененными передним и задним бамперами. Негусто, поэтому большинство проходящего народа ее в упор не замечало. В то же время в России эта модель в ближайшее время имеет все шансы стать культовой, потому что именно Калину Спорт цвета “спелый лимон” выбрал премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин для свой поездки по федеральной трассе “Хабаровск-Чита” в конце августа этого года. После окончания этой поездки на российских дилеров ВАЗа обрушился шквал звонков с вопросом о том, где можно приобрести автомобиль “как у Путина”. Думаю, что ВАЗ не упустит возможности на таком пиаре подзаработать, с учетом того, что сама машина стоит недешево. В Украине такого ажиотажа не предвидится.

12.


13.


Еще одна модель, которую официально презентовали в Украине в мае - ВАЗ-21728 Приора Купе. На самом деле это всего лишь трехдверная версия хэтчбека ВАЗ-2172, более известного как Лада Приора. Производится “купе” на ВАЗе не на главном конвейере, а на опытно-промышленном производстве, потом доводится вручную. На SIA был показан выставочный образец этого автомобиля в тюнинге “по-кавказски”: черный цвет, обильная тонировка, модные светодиодные фонари, литые диски увеличенного размера с неправильным вылетом и т.д. На Столичном же стоял вполне серийный образец без визуальных излишеств. Замечу только, что, на мой взгляд, это купе - самый непривлекательный автомобиль среди всего приоровского семейства.

14.


15.


Ну и последний, из заинтересовавших меня автомобилей - ВАЗ-2131 Нива или, правильнее, Lada 4x4. Это длиннобазный вариант хорошо известной Нивы, с удлиненной на 50 см колесной базой и дополнительными задними дверями, который производится на том же опытно-промышленном производстве ВАЗа с 1993 года. Производится в ограниченном количестве, однако в начале 2009 года вазовцы праздновали сборку 100-тысячного образца. Конструктивно это все та же Нива ВАЗ-21213 со всеми ее преимуществами и недостатками. К плюсам удлиненной версии, по сравнению со своим знаменитым прототипом, можно отнести удобство размещения пассажиров в задней части салона и облеченную процедуру входа-выхода с заднего сиденья , к минусам - ухудшившуюся геометрическую проходимость. Мое внимание этот автомобиль привлек потому, что на севастопольских и крымских дорогах он встречается достаточно редко, я даже не был уверен, что он продается в Украине официальным путем. Но оказалось, что продается.

16.


17.


На фоне этого унылого царства, заполненного Ланосами и Жигулями, стенд китайской Chery смотрелся сказочным королевством. Все до единой представленные на стенде машины - новые разработки! Во всяком случае, на Украине они еще не продаются, причем не известно все ли из них будут продаваться вообще. А если будут, то под каким именем. Напомню, что еще в 2009 года на шанхайском автосалоне компания Chery объявила о создании 3ех дополнительных брендов, каждый из которых должен был быть ориентирован на свой сектор рынка: под брендом Riich будут продаваться автомобили премиум-сегмента, которые должны будут конкурировать с автомобилями именитых европейских производителей на китайском рынке, под брендом Rely будут предлагаться минивены и внедорожники, а марка Karry будет представлена коммерческой техникой. Так вот, на самом таинственном автомобиле на стенде Чери на Столичном автошоу - модели G6 красовалась эмблема бренда Riich, которая подозрительно похожа на эмблему Bentley. Таинственность этого автомобиля заключалась в том, что, к автомобилю никого близко не подпускали, машина стояла закрытая, и салон сфотографировать не дали. И это при том, что его уже показывали в Украине на Столичном автошоу в прошлом году. Хорошо хоть, что технические характеристики не скрывали. Автомобиль позиционируется как флагман модельного ряда Чери и имеет габаритные размеры сопоставимые с Ауди А6, с которым имеет некоторую внешнюю схожесть. Автомобиль планируется комплектовать двигателем V6 объемом 3 литра мощностью 197 л.с. и 5-ступенчатой АКПП. Список базового и дополнительного оборудование стандартный для автомобилей бизнес-класса, будем ждать подробностей.

18.


19.


Еще один автомобиль с туманными перспективами и странной внешностью - компактный кроссовер X1 с эмблемой Riich. Макетный образец этого автомобиля впервые был продемонстрирован мировой общественности на Пекинском автосалоне 2008 года. Тогда китайцы продемонстрировали целую россыпь моделей, которых объединяло то, что все они были выполнены на модифицированной платформе хорошо известной модели QQ (на ней же построен серийный Chery Kimo). X1 от своих соплатформенных сородичей отличается немного увеличенными размерами (он длиннее и выше). Кроссоверность выражается, очевидно, в немного увеличенном дорожном просвете (визуально, по крайней мере) и… все. Привод только передний, двигатель семейства Acteco объемом 1,3 литра развивает мощность 84 л.с. Интерьер излишне пластмассовый, самая необычная деталь - приборы посередине передней панели, которые включают экранчик, на который, очевидно, будут выводиться показания спидометра, светящаяся дуга непонятного назначения над ним, крохотный тахометр и не менее крохотные указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости.

20.


21.


22.


23.


Еще один “концепт-кар” с Пекинского автосалона 2008 года - модель M1. Она также унаследовала доработанную платформу модели QQ, как и Kimo. Фактически “малыши” М1 и Кимо являются прямыми конкурентами друг другу, но китайцы говорят, что они рассчитаны на разную аудиторию: Kimo - более представительная и дорогая модель, рассчитана на более солидную публику, а M1 - модель более простая, недорогая и молодежная. Дизайн M1 разрабатывался итальянцами из Torino Design. Интерьер абсолютно такой же (с приборами посередине передней панели) как у модели X1, технические характеристики тоже практически у этих моделей одинаковые, только “городской” хэтчбек внутри, конечно, потеснее соплатформенного переднеприводного “кроссовера”.

24.


25.


26.


27.


В перспективе планируется, что M1 сменит на конвейере модель QQ, но пока КуКу не собирается уходить “со сцены”. Эта крохотная машинка, которая является нелицензионной китайской копией Daewoo Matiz , неплохо продается в Китае (и в Украине тоже), поэтому, чтобы удержать продажи этой модели на прежнем уровне, китайцы в этом году сделали ей легкий рестайлинг. Изменения несущественные - во внешности бросается в глаза только обиженная мордашка, которая теперь выполнена в стиле упомянутой модели M1. Светло-черный салон из недорогого пластика тоже принципиально не изменился. Из того, что я заметил - новый трехспицевый руль вместо четырехспицевого и невнятная цифровая панель приборов вместо привычной и выразительной панели со стрелочными приборами. Техника не изменилась - по-прежнему будут предлагаться двигатели объемом 0,8 (52 л.с.) и 1,1 (68 л.с.) литра. В продаже в Украине обновленная QQ должна появиться в следующем году.

28.


29.


30.


31.


Вот такой семейный портрет:

32.


Наибольшие же шансы оказаться в продаже на рынке Украины в ближайшее время имеет модель M11. Мое первое знакомство с этим автомобилем состоялось в 2008 году на киевском SIA. Знакомство, конечно, заочное. Этот автомобиль в кузове седан играл тогда роль шоу-стоппера на стенде Chery, и никого к нему близко не подпускали (прям как модель Chery G6 на нынешней Столичке). За прошедшее время модель благополучно прошла всю серию доводочных испытаний, поставлена на конвейер и готова к началу продаж в Украине. Старт продаж запланирован на ноябрь текущего года, причем сразу в двух версиях - с кузовом седан и 5-дверный хэтчбек. Обе эти версии присутствовали на автошоу, причем автомобиль вызвал такой ажиотаж, что толком сфотографировать его не получилось. И этот ажиотаж объясним - новичок оставил очень приятное впечатление даже на фоне именитых европейских автопроизводителей. Над дизайном новинки работали итальянцы из студии Pininfarina. В результате, автомобиль европейского гольф-класса получился симпатичным и по-европейски органичным, без присущего азиатам кича. Некоторые внешние элементы, схожие с другими известными марками и моделями автомобилей, уже выглядят удачными цитатами, а не тупым заимствованием чужих идей по причине отсутствия своих собственных. Вообще, этот автомобиль должен символизировать начало эры отказа Чери от нелицензионного копирования автомобилей именитых автопроизводителей и разработки новых моделей самостоятельно. По заверениям китайцев, присутствующих на автошоу, модель M11 разрабатывалась ими с чистого листа, с привлечением иностранных экспертов. Помимо упомянутой помощи итальянцев с дизайном, в разработке нового двигателя семейства Acteco объемом 1,6 литра и мощностью 117 л.с. принимали участие австрийцы из фирмы AVL, подвеску помогали доводить англичане и т.д. Дизайн и качество элементов интерьера тоже на высоте. Браво!

33.


34.


35.


36.


Базовая комплектация неплохая. В базу включены такие опции, как 2 подушки безопасности, АБС, кондиционер, легкосплавные диски, магнитола MP3, крепления детских сидений Isofix. В дорогой комплектации: боковые подушки безопасности и надувные занавески, ESP, климат-контроль, датчики дождя и света и т.д. Продажи начнутся в конце осени, цены довольно либеральные для автомобиля такого класса - от 100 000 грн. за хэтчбек в минимальной комплектации до 124 000 грн за седан в максимальной. Удалось ли китайцам, помимо выхода на новый конструктивный и технологический уровень при разработке своих новых моделей, подтянуть и качество сборки, покажет время. Однако есть подозрение, что когда качество станет сравнимым с таковым у европейских автомобилей (или хотя бы корейских), то цены на китайские автомобилей уже не будут столь либеральными. Да и по пассивной безопасности, памятуя провальный опыт участия автомобилей Чери в краш-тестах по жесткой европейской методике, вопрос пока остается открытым.

37.


38.


Ну и наконец, главная новость Столичного автошоу 2010. Памятуя о бедственном положении УкрАВТО, и прочитав в анонсе автошоу о том, что ЗАЗ представит новую перспективную модель автомобиля, я был несколько удивлен почти полным затишьем и отсутствием хоть столь-нибудь новой модели среди Славвут и Ланосов на стенде ЗАЗа. Как оказалось, модель, на которую ЗАЗ и УкрАВТО возлагают особые ожидания, была представлена именно на стенде Chery и носит она название A13. Сама машинка, которая будет предлагаться в двух вариантах кузовов (хэтчбек и седан) по размерам сопоставима с Ланосом и призвана сменить на китайском конвейере модель Amulet, которая получила сомнительную известность после печального краш-теста Авто-Ревю. А13 - модель новая, впервые продемонстрированная миру в том же 2008 году в качестве “концепт-кара”. В Украине она должна появиться в продаже в конце ноября этого года. В чем же новость? В том, что в начале следующего года должно начаться полноценное производство этого авто на ЗАЗе, включающее штамповку крупных деталей, сварку и окраску кузовов. С самого начала планируется использовать украинские комплектующие, такие как системы выхлопа, электропроводку, сидения, аккумуляторы, резиновые элементы, шины и т.д. С учетом труда украинских рабочих на сборке, степень локализации производства должна составить 50% (и увеличиться в дальнейшем), что позволит продавать эти автомобили на экспорт, в частности в Россию. При этом в России они будут продаваться как Chery A13, а в Украине как ЗАЗ Forza. Что получает ЗАЗ? Он экономит на разработке своей собственной новой модели, и малыми средствами получает новейшую модель (европейские или японские модели обошлись бы намного дороже), уже испытанную и доведенную до серийного производства. При этом Ланос никто с производства снимать не собирается. В результате - модельный ряд расширяется, производство растет, продажи (включая экспортные) растут. Вот только собственное конструкторское бюро (если оно еще существует на ЗАЗе) можно распускать. Что получает Chery? Он получает партнера, которого можно рассматривать как последний плацдарм перед победоносным наступлением на европейский авторынок. Работая с украинцами и поляками (с учетом возможной покупки польского завода FSO), китайцы будут пытаться постичь интересы переборчивого европейского покупателя, которого только лишь низкой стоимостью автомобиля не привлечь в салоны. Получается, что все довольны и сотрудничество взаимовыгодное. Так ли это, покажет время.

39.


40.


41.


А что же сам автомобиль? Конечно, на фоне приевшегося и давно устаревшего Ланоса он смотрится намного современнее и интереснее. Прямых заимствований в облике нет. Ощущения убогости снаружи и внутри, как в китайских автомобилях первой волны, уже не возникает. У седана заднее стекло поднимается вместе с крышкой багажника, как у Славуты, Джагги или Амулета. Да и вообще задняя часть A13 с кузовом седан напоминает другую модель Chery под названием Jaggi. Похоже, что китайцы озаботились появлением какого-то своего фирменного стиля. Салон, конечно, смотрится намного современнее ланосовского, но качество материалов столь же недорогое. Вообще, на выставочном экземпляре был так любимый китайцами светлый интерьер, который выглядит неплохо, но весьма непрактичен. Оригинальная деталь в интерьере - темные полоски под лобовым стеклом перед водителем и пассажиром. У водителя на этой полоске находятся контрольные лампы, вынесенные туда с приборной панели, а посередине такой полоски перед пассажиром находятся дигитальные часы. Необычно. Элементы ходовой автомобильчик унаследовал у своего предшественника - Chery Amulet. Двигатель новый, разработанный совместно с австрийцами из AVL, семейства Acteco объемом 1,5 литра, мощностью 109 л.с., удовлетворяет эконормам Евро-3. На презентации называлась стоимость новой модели - 84 тыс. грн. По сравнению с Ланосом, который в разных версиях стоит от 60 до 70 тыс. грн., это нормально, с учетом того, что A13 оснащен богаче (уже в базе 2 подушки безопасности, ABS, легкосплавные диски, противотуманки, магнитола с MP3 и т.д.). Все хорошо, но как у новичка будет с надежностью - вот главный вопрос. В конечном итоге успех Форзы будет зависеть от того, насколько беспроблемным окажется автомобиль, с учетом его китайского происхождения и украинской сборки. Мне кажется, что это не тот случай, когда два минуса в итоге дают плюс. Время покажет, насколько мои опасения беспочвенны.
UPDATE: При появлении первых машин в торговой сети УкрАВТО (в конце ноября) цены подкорректировали. Теперь минимум - 89360 грн за хэтчбек и 90960 грн. за седан. Может после того, как начнется мелкоузловая сборка на ЗАЗе, цена уменьшится? А то ведь так можно и пролететь с бизнес-планами.

42.


43.


44.


45.


Вместо вступления
Часть 1. Корейцы и японцы

Часть 2. Европейцы
Часть 3. Наши и китайцы. Легковые автомобили
Часть 4. Наши и китайцы. Коммерческая техника
Часть 5. Экзотика, ретро
Часть 6. Тюнинг, девушки

ВАЗ, ЗАЗ, Столичное автошоу 2010, chery

Previous post Next post
Up