о чем невозможно говорить...

Oct 08, 2015 18:41

Кто бы мне разъяснил суть тезиса, завершающего Витгенштейнов "Трактат"? По первому размышлению, он бессмысленный: примешь ли следует молчать во внимание или его проигнорируешь - о несказуемом и так, и эдак умолчишь. На то оно и несказуемое! Так какой же смысл в том, чтобы запрещать и без того невозможное?

Leave a comment

Comments 13

memory_overflow October 8 2015, 16:27:32 UTC
Вряд ли это то объяснение, которое вы ждете, но процитирую стихотворение Щербакова, которое, вполне возможно, вызвано размышлениями над этой фразой Витгенштейна, во всяком случае у многих с этой фразой асоциируется

То, что хотел бы я высказать, высказыванию не подлежит,
ибо вот то, что я высказать хотел бы, оно таково,
что, когда его всё же высказать пытаешься, оно бежит,
а когда не пытаешься, ввек не избавишься от него.

Кое-кому в этом видятся контуры некоего совершенства.

Мне же мерещится нечто нелепое: новый наряд короля;
к чучелу чудища не подошедшие зубы, хребет, плавник;
тёмный аккорд вне тональности, вязкое «до - фа диез - ля»;
в муках разбитую мастером вазу склеивающий ученик...

Кое-кто без особых причин именует это соблазном.

Бью себя по рукам, твержу: оставь, не сходи, брат, с ума;
ты, даже в родном диалекте не ориентируясь наверняка,
будучи лишь приложением к вывеске «Генрих» или там «Франсуа»,
ловишь на слове то, для чего не выдумано языка...

и т.д.

Reply

nebos_avos October 8 2015, 16:35:15 UTC
Спасибо, стихи хорошие. Напомнили они мне сказанное Мерабом Мамардашвили.

Ведь мысль в любой данный момент…уже дана в виде…симулякров…По той простой причине, что в языке есть…все слова, посредством произвольной комбинации которых можно получить симулякр-ответ, тень ответа на любой вам вопрос…или, по-другому, всегда есть вербальный мир, который сам порождает псевдовопросы, псевдопроблемы, псевдомысли, и отличить их от истинной мысли невозможно…в то мгновение, когда вы уже почти что сформулировали какую-либо истину, вы вдруг видите, что она похожа на существующую ложь, и если вы ее произнесете, она сольется, совпадет с существующей ложью. Приходится молчать.

Reply


victor961 October 10 2015, 05:16:26 UTC
=Кто бы мне разъяснил суть тезиса, завершающего Витгенштейнов "Трактат"?=
Может лучше процитировать этот тезис, а то непонятно о чем собственно речь. Читать же труд Витгенштейна, никакого желания нет.

Reply

nebos_avos October 10 2015, 09:10:45 UTC
О чем невозможно говорить, о том следует молчать (как в оригинале, не знаю).

Reply

victor961 October 12 2015, 05:22:34 UTC
На мой взгляд, говорить О... (о чем угодно) можно, а вот дать однозначное определение некоторым понятиям невозможно и поэтому, свое знание об этом следует умалчивать, что бы не выглядеть в глазах собеседника лживым болтуном (графоманом). То есть, не говорить и умалчивать, это не одно и то же. "Что есть истина? спросил Пилат" и Иисус ничего не ответил ему... или ответил молчанием!

Reply


andrey_gasilin October 10 2015, 14:36:35 UTC
Как сказал однажды мой хороший знакомый моей же бывшей жене: "Закрой рот и открой глаза!" ))

Reply

victor961 October 14 2015, 07:25:52 UTC
=Как сказал однажды мой хороший знакомый моей же бывшей жене: "Закрой рот и открой глаза!" ))=
К.Прутков говорил "не верь глазам своим". :))

Reply


arkdv October 19 2015, 07:31:03 UTC
Витгенштейн в Предисловии пишет: "Книга обращается к философским проблемам и показывает - как я полагаю, - что постановка этих проблем покоится на непонимании нашего языка. Весь смысл книги можно охватить приблизительно такими словами:

То, что вообще можно сказать, можно сказать ясно, а о том, о чем нельзя говорить, должно хранить молчание ( ... )

Reply

nebos_avos October 21 2015, 13:02:09 UTC
Дорогой Михаил, буду исходить из авторского толкования. Оно, правда, в свою очередь нуждается в толковании. Этим и займусь ( ... )

Reply

nebos_avos October 30 2015, 11:10:57 UTC
Раз уж Вы от ответа "уклоняетесь", придется выдать свой.
Подобные нелепости получаются, наверное, оттого, что мы склонны несказуемое подменять чем-то "имеющим место" в языке, при этом подмену наделяем статусом несказуемого, т.е. ее мним не в собственном значении. Таким вот манером и образуются языковые фикции, они же симулякры. Витгенштейнов запрет, сталбыть, значим как превентивное средство против отравления разума такими псевдосмыслами.
Согласны?

Reply

arkdv October 31 2015, 03:28:29 UTC
Дорогой Борис, а не могли бы Вы привести Ваши примеры таких отравляющих разум симуклякров-псевдосмыслов?

Reply


0nomatodox October 23 2015, 18:15:15 UTC


Кто бы мне разъяснил суть тезиса, завершающего Витгенштейнов "Трактат"?

1. ну здесь классическое, конечно: если надо объяснять, то объяснять не надо (с)...

2. сам ваш вопрос есть разъяснение тезиса LW... возможно ли говорить (с вами) о том, что вам не ясно (в этом тезисе LW)? что может сказать человек о вашем тумане в вашей голове? разъяснить же здесь значит сказать, что имел LW в виду? то есть, что он видел у себя там в уме, когда говорил свой этот тезис... но как можно разъяснить соль анекдота? или как можно осветить свет =суть =смысл?

то есть о непонятном невозможно говорить... непонятное же - это не высказанное, невысказываемое, невыговариваемое... ведь если выговорил то, что не понимаешь, то есть если выговорил непонятность непонимаемого, то значит ты его понимаешь... о непонятном можно только мычать... ну или молчать... мычать же неприлично... то есть смысл запрета - соблюдение приличий, не более... ;0)

upd:

Дмитрий Быков: - У вас были озарения? И если да, когда они приходили?

Джон Нэш: - Озарений не бывает. В моем ( ... )

Reply


Leave a comment

Up