Ну вот, перехожу к самому трудному.
Всякие
Пуч-и-Кадафальки и
Доменек-и-Монтанеры, это конечно хорошо. Но, в принципе, такого рода модерн тогда был во всех богатых столицах мира.
Если бы в Барселоне не было Гауди, город никогда не стал бы меккой туризма.
Так что на третий день мы поехали осматривать знаменитый собор Саграда Фамилия.
Билеты туда я купила еще в Москве, для ребенка билет бесплатный. Билет строго по времени, опоздавших не пускают. Поэтому мы приехали заранее, и получилось, что слишком - больше, чем за час.
Из метро выйти можно из двух выходов, смотря по какой ветке приехать, и эти выходы оказываются напротив противоположных фасадов.
От этого будет зависеть и первое впечатление, которое собор произведет, потому что эти фасады совсем разные, но об этом чуть ниже.
С каждой стороны собора находится парк, откуда на него можно любоваться. С одной стороны - небольшой, с прудом и попугаями, и полностью забитый туристами. С обратной - большой, тенистый, с цветами и детской площадкой. Собор оттуда виден частично, только верхняя часть, зато находиться в этом парке намного приятнее.
Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família, Искупительный храм Святого Семейства) был начат в 1882 году и не достроен до сих пор, но обещают наконец-то к 2025 году достроить, так что мы, наверное, доживем, шансы есть :). Освящен он был только в 2010 году (!), и с тех пор там могут проводится и проводятся богослужения.
Но, конечно, народ туда ломится не ради богослужений. Я ехала его смотреть подготовленная, насмотревшаяся изображений, но войдя внутрь, не могла удержаться и не ахнуть от восторга, доходящего до головокружения.
Это вид со стороны "маленького" парка. Таким мы впервые увидели храм.
Кресты на шпилях с этой стороны забраны сетками, к счастью, симметричные им с противоположного фасада оказались открыты и доступны осмотру.
Мы обошли храм, половины деталей впопыхах не разглядев,
очень много всего
ящерки спускаются по контрфорсам
и пришли в парк напротив другой его стороны.
Там обнаружилась детская площадка, и стало понятно, как мы проведем время до обозначенного срока входа.
Я обещала, что буду показывать "коллекцию" детских площадок у достопримечательностей, а обещания надо выполнять, так что вот :)
Из этого парка вид на храм частично скрыт деревьями, зато кресты видно.
На шпилях надписи, которые я так и не смогла прочесть. Потом посмотрела в книге, там написано: Hosanna Excelsis, "Осанна Всевышнему".
В парке красиво и умиротворенно, особенно по сравнению с хаосом непосредственно около храма. Храм занимает всего лишь
один квартал Эшампле (там, по ссылке, я, кстати, выкладывала фотографию вида сверху, и Саграда Фамилия там отлично видна в своем квадратике).
А вокруг толпы туристов, какие-то заборы, строительные леса, улица со всех четырех сторон, машины едут, туристические обзорные автобусы и автобусы с организованными туристами непрерывно подъезжают. Фу.
фото из интернета
В парке - хорошо!
В общем, мы немного передохнули от первого впечатления, и пошли на вход.
Пришлось опять обойти храм. Вход в Саграда Фамилия со стороны фасада Рождества, который успел построить сам Гауди.
фото из интернета
С противоположной стороны - фасад Страстей, его строили уже значительно позже, и он совсем другой. Но, в принципе, его мнимая чужеродность так и была задумана, Гауди писал: "Я готов пожертвовать самой постройкой, я готов разрушить своды и рассечь колонны, чтобы передать идею жестокости Жертвоприношения".
фасад разрывает, раздирает гармонию храма, чтобы подчеркнуть боль страстей Христовых (фото из интернета)
В реальности его практически не видно с улицы, все закрыто заборами. Из него выход после осмотра храма, так что детали все можно рассмотреть, а общего вида не получается.
Третий фасад, фасад Славы, пока еще не построен, изнутри храма там временная стена, а снаружи все закрывает высокий строительный забор. Он будет в торце храма (см. пятое снизу вверх фото, где храм снят сверху: там, где прифотошоплены какие-то более белые башенки на углах), и, наверное, будет потом главным входом.
Фасад Славы планируется вроде бы таким:
но поживем - увидим.
автор Ludvig14 Но возвращаюсь к тому входу, через который туристов пускают сейчас: фасад Рождества.
Перед нами в очереди на проход стояла старая женщина с ходунками, и охранница очень взволновалась, как же она сможет подняться по лестнице к площадке перед порталом. Старушка показала, что ходунки у нее складные, и уверила охранницу, что по лестнице взойдет. Они говорили по-английски, то есть женщина - туристка. С ума сойти, люди даже на ходунках приезжают посмотреть на этот великолепный храм!
Всего лишь в 2014-15 годах портал фасада Рождества был украшен входными дверями. Они прекрасны! Высотой 7 метров, сделанные то ли из бронзы, подвергнутой специальному коррозированию (чтобы она стала зеленого цвета), то ли из полихромного алюминия (источники разнятся), они покрыты листьями плюща, цветками тыквы и ирисами, среди которых живут жуки, осы, мухи, кузнечики, бабочки, сороконожки, сверчки, пчелы, божьи коровки, гусеницы, пауки, муравьи и стрекозы!
автор дверей - японский скульптор Эстуро Сотоо
А потом... потом тот самый ах, про который я писала выше.
Потому что снаружи все красиво, интересно и необычно, а внутри - душевозвышающе. Это песня во славу Бога, в которого Гауди безоговорочно верил, по силе воздействия сравнимая с музыкой Баха.
Вот уж где никакие фотографии не могут и близко передать впечатление! Высота, воздух, свет, перспектива!
Стало уже общим местом повторять, что колонны храма изображают деревья, а свет должен проникать так, как через листья в лесу. Но что поделать, если это так и есть!
ой! перепутала!
Это алтарь!
В середине храма, перед алтарем, устроено место для молящихся. Там стоят скамьи, туда можно пройти, но нельзя разговаривать и фотографировать, но все равно все фотографируют, служитель просто не успевает подскочить к каждому и запретить.
Высота сводов необыкновенная!
Чье-то профессиональное фото, тоже ничего не передающее...
как-то примерно так
Для меня, атеистки, это был гимн человеческому гению.
Гауди был не только гениальным декоратором, он был гениальным инженером. Он изобрел и разработал множество инженерных решений, которые использовались при строительстве.
Первым в мире
гиперболоидную конструкцию изобрел Шухов (дружно гордимся), смысл ее в том, что кривые поверхности получаются из прямых линий.
Но Гауди (не знаю, воспользовался ли он идеей Шухова, или переизобрел сам) использовал не только гиперболоиды, но и гиперболический параболоид, геликоид и коноид. Все эти поверхности могут быть получены движением прямой, поэтому и их пересечение является прямой линией, что значительно облегчает сочленение различных деталей конструкции.
_____________________________________
Походив по храму, мы вышли через портал к фасаду Страстей.
Распятие. Скульптура на третьем уровне фасада.
Крест, сделанный из швеллеров, расположен горизонтально, вместо головы у Христа Евангелие, над ним разорванная сверху вниз завеса (потому что ее разорвал Бог: по преданию, во время воскрешения разорвалась завеса между ковчегом Завета и помещением Иерусалимского храма, как Иисус разорвал преграду между человеком и Богом), за которой буквы (видимо, символ Слова?).
На фасаде изображена последовательно вся всем известная история страстей Христа, все легко узнаваемо, я ребенку рассказала. Но чисто эстетически мне не понравилось. Символизма много, но не красиво.
В сети много-много детальных фотографий с описанием каждой скульптуры, уродующей украшающей этот фасад, отсылаю интересующихся туда. (Мне больше всего понравился рассказ
здесь).
И мы чуть было не пропустили какой-то совершенно кривой вход вниз, в музей храма, хорошо, что я захотела в туалет.
Там множество макетов, чертежей, проектов и т.п.
В 1936 году, во время гражданской войны, практически полностью сгорел весь архив Гауди. Его мастерская располагалась прямо на стройке, он практически жил в храме, и после его смерти вся проектная документация оставалась там же. В храм ворвались антикатолицисты и все там разгромили сволочи. Потом часть смогли восстановить, а часть сейчас строят по новым расчетам.
Честно говоря, моя голова уже была совершенно переполнена впечатлениями и эмоциональным потрясением, и Мишка тоже уже сильно устал. Поэтому музей мы посмотрели спустя рукава.
Один отдел, правда, нам сильно понравился.
Там показывают, как работы Гауди перекликаются с природными формами, как сочленяются геометрические объемы и т.п. секреты мастерства.
1.
2.
природные кристаллы
3.
спираль, по которой падает самолетик клена
4.
Копия дверного глазка из дома Кальвет - напоминающая соты с медом.
5.
6.
изгиб крыши, подобный изгибу листа
7.
как из шестиугольника сделать круг
а вот эти окошки в реальности
8.
модель гиперболоида инженера Гарина; при повороте верхней части относительно нижней получается Шуховская башня гиперболоидная колонна (у нас такая же штука стоит в Эксперементаниуме)
Мы все-таки нашли в себе силы зайти в отдел, где выставлена мебель, спроектированная Гауди для храма, там совершенно потрясающий шкаф...
Но, в общем, силы на восприятие временно закончились, а впереди нас в этот же день ждал еще и дом Бальо!
Так что на этом с храмом Святого Семейства мы с сожалением попрощались, не зная, что сможем увидеть его в этот свой приезд еще раз :)
Но это совсем другая история.