А между тем, выполнив практически всю намеченную
планом программу, мы, как и было предусмотрено, получили последний свободный день, куда надо было уместить все, не поместившееся в предыдущие.
Когда мы ходили на экскурсию в дом Бальо, то потом осмотрели снаружи и соседний необыкновенно красивый дом.
Три дома в одном ряду, совершенно не совпадающие стилистически, называют "квартал раздора". Один из них - угловой - построил Луис Доменек-и-Монтанер, он в частном владении, жилой и в него не пускают. Гугл про него пишет трагическое "часы работы: закрыто навсегда". Называется Casa Lleó i Morera, и желающие могут посмотреть про него
в википедии, а на него на этих
украденных отсюда и
отсюда фотографиях, потому что я не могу разыскать свою фотографию этого дома. Может быть, я его вообще забыла сфотографировать.
Рядом с ним стоят два ничем не примечательных дома, традиционных для Эшампле (впрочем, за обладание каждым из них удавилась бы наша Остоженка), потом стоит дом Амалье, в свою очередь граничащий с домом Бальо, замыкающим сторону квартала, выходящего на улицу Пассеч де Грасия.
Вот они все в рядочек:
(фото
из интернета)
Дом Бальо, шедевр несравненного Гауди, оттягивает на себя весь поток туристов, и никто рядом с домом Амалье не толпится и не клубится. Подойдя поближе, мы увидели, что это тоже музей, и решили туда непременно сходить. Стратегически неверным было бы идти туда сразу после дома Бальо, и мы отложили посещение на последний резервный день.
Casa Amatller построен по проекту Жозепа Пуч-и-Кадафалька, одного из крупнейших каталонских архитекторов (кстати, ученика вышеназванного архитектора вышепоказанного дома Ллео и Морера). Мы видели еще пару строений Пуч-и-Кадафалька, в частности, Дом с шипами, в который собирались пойти на концерт, но не пошли.
Casa Amatller произносится Амалье
Так как в последний день мы решили впихнуть невпихуемое все недосмотренное и недоделанное, то пришли мы к дому Амалье где-то без-двадцати четыре.
К сожалению, экскурсий на русском языке (в отличие от дома Бальо) там не проводят. Мое понимание английского весьма далеко от понимания, но кое-как объясниться с гидом мне удалось. Выяснилось, что билет вообще стоит 17 евро, но в составе экскурсионной группы - 14. Ребенку, соответственно, половина, 7 евро. Без группы не пускают, заход на экскурсию в 16.00. Предложили экскурсию на каталонском, испанском или английском, я сказала, что увы, но мы все равно хотим на экскурсию. Купили билеты, нас посадили на старинную каменную лавочку, и мы 20 минут смотрели фильм про этот дом. В четыре часа гид повел нас на экскурсию. Вся "группа" экскурсантов состояла из нас двоих! Жалко, что мы отказались послушать - глядишь, что нибудь бы разобрала... Гид приводил нас в помещение, оставлял для фотографирования и рассматривания, потом переводил в следующее.
Хозяин дома был потомственный шоколатьер, создавший из дела своих предков современное производство (кстати, он заказывал для рекламы своего шоколада постеры у Альфонса Мухи), увлекавшийся фотографией (корона его дома скрывает за собой фотостудию) и коллекционированием (коллекции старого стекла выставлены в специальных витринах).
Внутренний декор дома, на мой взгляд, несколько (хм, это мягко сказано) избыточен. В доме нет живого места, не занятого чем-то красивым, художественным и требующим пристального разглядывания.
То ли купеческая косточка давала себя знать вкус хозяину изменял, то ли так было принято в его время, но у меня сложилось общее впечатление эклектики и стиля "дорого-бохато" (правда,
специалисты пишут, что все весьма гармонично сочетается).
Вот, например, как размещены одни из многих витрин с коллекцией стекла:
Хотя каждый по отдельности предмет интерьера очень хорош, выполнен с отменным вкусом и совершенно не вульгарен. От избытка я просто многое не разглядела, не обратила внимания на полы, например. Зато заметила потолки :)
В каждой комнате свой невероятно роскошный декор потолка:
На потолках висят люстры. Неописуемой красы!
А на окнах витражи.
И в межкомнатных перегородках тоже.
Это окошки на лестничную клетку из коридора.
И роскошнейший витраж перекрывает проем над лестницей.
Ну и в лифте заодно.
Декор окон прекрасен и тоже разнообразен.
На ограждениях балконов слиты воедино готическая роза и модерновый витраж.
Стены отделаны тисненым бархатом, изразцами, обивками, резным камнем, резным деревом и т.д. и т.п.
Двери.
Порталы украшены аллегорическими фигурами.
Мебель в стиле модерн.
И здесь же настоящий антиквариат.
Куча красивых вещиц.
Конечно же, много картин и коллекционных предметов, типа алтаря 13 века.
Как во всем этом можно было жить?! Но жили явно с удовольствием :)
Несколько общих видов помещений.
Это, так сказать, подъезд.
Дверь в дворницкую? Справа - улица.
Потолки даже здесь красивые.
Лестница, Миша и наш сопровождающий.
Обалденная же лестница!
Столовая?
Это комната, в которой собрано все самое ценное. Не знаю, как называется, наверное, гостиная.
Та же комната. За колоннами виден алтарь 13 века.
Спальня сына. Кстати, сын увлекался египтологией и бизнес отца продолжать уже не стал.
Кусочек коридора.
На цокольном этаже кухня.
Сейчас там кафе и магазин шоколада фабрики Амальте, и туда можно зайти с улицы без билета.
С кухни выход во внутренний двор, и отлично виден соседний дом Бальо с изогнутыми балконами :)
На стене висит фотография дома в те времена, когда дома Батльо еще не было! (Это внимательный Миша углядел). Я постаралась снять аналогичное фото сегодня.