По Культуре опять была Раба любви и потом док.фильм о съёмках. Там Михалков говорит, что в финальной сцене (когда героиня едет одна в трамвайчике без вагоновожатого) актриса говорит «Господа, это ошибка!». Но приёмочная комиссия велела переделать, мол, если героиня не осознала, что она не с белыми, а с красными, то о чём фильм-то?! Тогда вообще картину закрыть и не выпускать. И они переделали, Елена Соловей переозвучила этот кадр. И появилось знаменитое «Господа, вы звери!».
Вот интересно, а как это они все - Михалков, Адабашьян и другие - собирались закончить фильм? Вот этим вялым и неопределённым, каким-то даже недостойным роковых страстей немого кино и самого времени революционных потрясений - этим «это ошибка»?!... Как хорошо, что это формальное требование послужило толчком к доосмыслению авторами всей истории. Ведь сам характер героини, с её профессиональной экзальтированностью и с её детской искренностью, требовали именно такого приговора эпохе Гражданской войны. Там же всё смешно вначале, всё вроде бы нелепо и мелко. И во всех героях только постепенно проявляется собственно человеческое, драматическое, крупное. И лишь на последних кадрах картина выходит на уровень реальности. Которая тогда, конечно, была трагической, а никак не случайной, не какой-то там «ошибкой». В трагедии же ошибок не бывает, там рок, а не случай.
Получается, что какие-то люди в комиссии со своими формальными претензиями помогли «дотянуть» фильм до максимума. А молодая команда киношников, желая сделать красивый фильм о красивой эпохе Веры Холодной, сделала фильм о куда более важных и глубоких вещах. Вот уж действительно, человек предполагает, а Бог располагает.