.
Чтобы хоть как-то искупить вину за апрельские таблицы без ссылок, публикую первую из трёх записей о некоторых мартовских недоразумениях.
12.03.2018 корпорация "Росатом" разместила на сайте госзакупок извещение о проведении электронного аукциона для закупки "Выгрузка отработавшего ядерного топлива из реакторов утилизируемых атомных подводных крейсеров проекта 667БДР, заводской № 395, 397" (
ссылка 1 с подачи russianforces.org, mpashnev и Alexander Saenko). И в первоначальном извещении, и в изменениях от 03.04.2018 (
ссылка 2) значатся сроки завершения работы "не позднее 30 ноября 2019 года". В то же время, в плане-графике (
ссылка 3) фигурирует "планируемый срок окончания исполнения контракта − май 2020", что не совсем понятно, но в нашем случае не суть важно.
Справа К-44 "Рязань", рядом К-433 "Св. Георгий Победоносец", Вилючинск, 01.12.2017 (фрагмент фото С. Коновалова с mil.ru)
Зав. №№ 395 и 397 − это К-223 "Подольск" и К-433 "Святой Георгий Победоносец". Ничего экстраординарного в их списании нет − прежде всего, по причине почтенного возраста (38,3 и 37,3 года соответственно), а также из-за морального устаревания главного калибра 667БДР − БРПЛ Р-29РКУ-02 "Станция-2" (
ссылка 4 с подачи mpashnev). К сожалению, мой прогноз, согласно которому К-223 и К-433 должны были оставаться надёжными активами ТОФ до прихода новых "Бореев" (
ссылка 5), не сбылся, но, как известно, никогда не ошибается лишь тот, кто не работает.
Впрочем, главным недоразумением в истории о "преждевременном" списании двух 667БДР является другое. Без малого за неделю до размещения извещения "Росатома" (06.03) пресс-служба Восточного военного округа распространила заявление командующего ТОФ адмирала С. Авакянца о том, что "атомные подлодки проекта 667БДР по-прежнему в строю, боеготовы и успешно выполняют поставленные задачи", что они "будут выводиться из боевого состава по мере поступления на вооружение новых атомных крейсеров проекта 955... Однако это не означает, что будущее лодок проекта 667БДР предрешено", поскольку "корабли за время эксплуатации показали себя очень надёжными и в недавнем прошлом прошли заводской ремонт" (
ссылка 6).
С учётом того, что вероятность размещения на сайте госзакупок ложной информации стремится к нулю (тем более, что после 12.03 извещение было опубликовано с незначительными изменениями ещё два раза), решительно непонятно, зачем адмиралу Авакянцу понадобилось говорить все эти слова, и как он будет выпутываться из пренеприятнейшей ситуации, когда вся страна уже знает истинное положение дел. Конфуз усугубляет то обстоятельство, что сведения о недавнем заводском ремонте верны лишь на одну треть. РПКСН К-44 "Рязань" действительно чуть более года назад (15.02.2017) вернулся в Вилючинск после шестилетнего ВТГ, о техническом состоянии двух других можно судить по данным сайта "Штурм глубины": "Подольск" ремонтировался 2006-05.2011 (
ссылка 8), "Св. Георгий Победоносец" − 02.1993-07.2003 (
ссылка 9), т.е. около 7 и 15 лет назад при "стандартных" межремонтных сроках 3,5 года.
Таким образом, в ближайшее время МСЯС ТОФ будут состоять из "Рязани" и двух "Бореев" ("Александр Невский" и "Владимир Мономах"). Поскольку головной "Борей-А" ("Князь Владимир") останется на Севере (
ссылка 11), на Тихий океан, скорее всего, уйдут два следующих − "Князь Олег" и "Генералиссимус Суворов", и случится это в лучшем случае в 2019-2020 г.г., в худшем − в 2020-2021 г.г. (о планах разделить РПКСН пр. 955 и 955А поровну между СФ и ТОФ сообщалось в СМИ −
ссылка 12). Возраст "Рязани" к тому времени достигнет 37-39 лет, и наращивание группировки камчатских "стратегов" до полноценной дивизии (мин. 6 единиц), будем надеяться, произойдёт уже за счёт "Бореев-Б". ■