.
В ходе корректировки данных для сравнительной таблицы ВМС 12 ведущих морских держав (по итогам 2016 г.) неожиданно обнаружился невероятный рост (всплеск) активности в области военно-морского строительства в Китайской Народной Республике. Разумеется, этот рост/всплеск был заранее и тщательно спланирован, но планы зачастую так и остаются планами, впечатление же производит только их реализация "в железе". Впечатлениями от реализации программы строительства Большого флота КНР мне и хотелось бы поделиться до выхода в свет Топ-12.
Сравнительные размеры эсминцев пр. 055 и 052D (илл. с top81.cn из публикации popsci.com от 04.06.2015)
Во время работы над первыми материалами о ВМС НОАК (
ссылка 1,
ссылка 2) проект 055 прошёл мимо меня стороной, т. к. почти всё внимание пришлось сосредоточить на выяснении действующего корабельного состава, разобраться с которым было очень непросто. Виной тому − "непрозрачность китайского военно-морского строительства − сродни той, что имела место в советские времена, когда граждане СССР узнавали о корабельном составе своего ВМФ из справочника Jane's Fighting Ships" (вольная самоцитата). Между тем, головной суперэсминец уже более года (с 27.12.2014 −
ссылка 3) находился в работе на верфи "Цзяннань", что на острове Чансин в Шанхае.
Анализировать ТТХ пр. 055 сейчас преждевременно, ибо кроме натурного макета в Ухани и сформированной носовой оконечности информации о нём крайне мало, причём главным и едва ли не единственным её источником являются дискуссии на китайских военных форумах. Предполагается, что корабль будет иметь длину порядка 183 м, ширину 22 м, газотурбинную ГЭУ, 128 УВП (2х64), 1х1 130- или 152-мм АУ, БИУС с АФАР и ангар на два вертолёта (
ссылка 4). При указанных размерениях полное водоизмещение эсминца составит около 12 000 тонн (коэффициент общей полноты Kоп=0,54 при B/T=3,14 − примерно как у РКР пр. 1164). В то же время, на приведённой выше схеме, выполненной, надо полагать, путём авторской дорисовки макета в нос и в корму, 055 получается на 10 м короче и, соответственно, на 2 000 тонн легче.
Предполагается также, что серийность постройки кораблей данного проекта составит 16 единиц (причём, 8 из них − с атомной ГЭУ), а перспективная китайская АУГ помимо авианосца будет включать в себя два больших эсминца типа 055, четыре "малых" типа 052D и четыре фрегата типа 054A (ссылка 4).
Может показаться, что, запуская в серию многоцелевой боевой корабль океанской зоны величиной с "вашингтонский" (тяжёлый) крейсер, ВМС НОАК бросают вызов ("перчатку") своим ближайшим конкурентам − ВМС США и ВМФ России, и делают (подтверждают) заявку на лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, однако я не стал бы ставить вопрос столь категорично. На сегодняшний день US Navy − сильнейший в мире океанский флот мультидержавного стандарта, который будет пребывать в подобном статусе ещё очень и очень долго. Даже если китайцам удастся реализовать все свои амбициозные планы и нарастить ВМС, скажем, вдвое, американцы всё равно окажутся вдвое сильнее, перебросив силы с атлантического на тихоокеанский ТВД через Панамский канал и вокруг мыса Горн (и это не считая союзников).
Тем более, что размерения и серийность это одно, а боевая эффективность систем морских вооружений, опробованная тактика применения военно-морских сил, боевой опыт и основанная на нём методика подготовки личного состава − совсем другое. Современный американский флот родился в жарких сражениях с сильным, умным и отважным противником в Великой войне на Тихом океане и закалился, как и ВМФ СССР, в Холодной войне на всех четырёх океанах планеты, потребовавшей от обеих сторон крайнего напряжения умственных, технических и экономических ресурсов.
ТТХ создававшегося в те годы морского оружия определялись реальной возможностью скорого глобального военного столкновения не на жизнь, а на смерть, и это оружие продолжает поступательно совершенствоваться до сих пор. Китайцы же, вообще не имевшие флота во время Второй мировой и конкурентоспособного − в годы Холодной войны, вознамерились вдруг, начав с нуля, превзойти всех за какую-то пару десятилетий за счёт копирования и модернизации по своему разумению чужих разработок прежних лет. Лично я отказываюсь верить в столь удивительные достижения, а вместе с ними и в эффективность китайских ПКР, КРБД, ПЛУР, ЗУР с непонятными характеристиками, и не удивлюсь, если весь тот впечатляющий арсенал нового суперэсминца, изображённый ниже, на поверку окажется "бумажным тигром".
По отношению к ВМС США и всем, кто считает их образцом для подражания, Type 055 − не вызов, а, скорее, стимул строить красивые корабли новых поколений в отличие от уродцев типа "Зумвальт" − плода безумно дорогого эксперимента по радикальному снижению ЭПР, которое, если и сделает их малозаметными "14-метровыми шхунами", то только на первое время − чтобы скрыть свой радиотехнический портрет от средств РТР, им придётся выключить все РЛС, а в извечном противоборстве "брони и снаряда" рано или поздно появятся ПКР-разведчики с пассивными РГСН и заложенными в память РТ-портретами, которые будут наводить на правильную цель другие ракеты в залпе.
Применительно к ВМФ России, суперэсминцы пр. 055 также являются стимулом, но не по части корабельной архитектуры (за исключением 20386 и концепт-проектов КГНЦ, у нас с этим пока всё в порядке), а касательно масштабов и темпов строительства. В своё время мы научили китайских товарищей строить боевые корабли, сегодня нам не грех поучиться у своих учеников. ■
Носовая оконечность головного эсминца типа 055 на верфи "Цзяннань", Шанхай (фото Hongjian с hobbyshanghai.net из публикации popsci.com от 20.10.2016)
Церемония начала строительства головного эсминца типа 055, 27.12.2014 (фото с militaryparitet.com)
Натурный макет (испытательный стенд) эсминца типа 055 в Ухане (в 690 км западнее Шанхая), впервые засветившийся в сети в марте 2014 г. (фото A.man, Sinodefense Forum из публикации popsci.com от 04.06.2015)
Главный калибр эсминца типа 055 (илл. с junshicg.com из публикации popsci.com от 04.06.2015 −
ссылка 5)
Предполагаемый вид эсминца типа 055 (илл. Errymath с fyjs.cn из публикации popsci.com от 20.10.2016 −
ссылка 6)
Антишедевр мировой корабельной архитектуры − эсминец ВМС США DDG 1000 "Зумвальт", Чесапикский залив, штат Мэриленд (близ Вашингтона), 10.2016 (фото с seaforces.org)