Неприметный "Орск"

Feb 11, 2017 13:55

.
В течение последнего времени (с 2012 г.) каждый из 19 больших десантных кораблей (БДК), числящихся в составе ВМФ России (не считая "Ольшанского", находящегося в состоянии "ни там, ни тут"), в силу особой значимости выполняемых ими военно-политических задач периодически попадает в поле зрения СМИ − каждый, кроме "Орска", который уже порядка 10 лет пребывает в резерве. В резерве, но не в отстое.



БДК "Орск", 26.12.2008 − возможно, крайний раз в море на ходу (фото А. Бричевского с kchf.ru)


1. Неказистый работяга

С первого взгляда БДК пр. 1171 (шифр "Тапир") вызывает какое-то чувство неловкости − сухогруз-сухогрузом (трейлер), мобилизованный на военную службу в угрожаемый период. То ли дело пр. 775 со стремительным, изящным силуэтом − поляки могли бы гордиться содеянным (разумеется, под чутким руководством главного наблюдающего от ВМФ СССР), но предпочитают стыдиться своего участия в проекте (настолько, что при всём старании мне не удалось найти в сети ключевых дат строительства многих кораблей серии − ссылка 1).

Перипетии проектирования 1171 достаточно подробно описаны В. Щербаковым [1] со ссылкой на статью А. Морина в альманахе "Тайфун" (№47/2005). Обобщая и несколько утрируя изложенное, можно сказать, что проект стал своего рода гермафродитом, сочетающим принципы гражданского и военного кораблестроения, но именно поэтому, несмотря на небольшую скорость полного хода (16,5 уз), получился необычайно вместительным. При разнице в полном водоизмещении с пр. 775 в 10-14% (4650 против 4000 тонн [1], по др. данным 4350 [2,3] против 3900 тонн [3]), "Тапир" может принять на борт вдвое больше груза − 1000 тонн против 480 [1], а если считать в попугаях автобронетехнике, то 20/22 [1,3/2] основных танка или 47/50 [1/2] БТР (БМП) или 52 [1,2] грузовых автомобиля против 10/13 [!/?] [1/2] танков или 13 [2]  БТР (БМП) или 20 [2]  грузовиков.

Другими словами, по грузоподъёмности и грузовместимости один 1171 стоит двух 775, а меньшая всего на узел (по др. данным, на 1,3/1,5 уз [1/3] скорость хода с лихвой компенсируется большей на треть с лишним (37,1%) дальностью плавания на 16 узлах (4800 миль при заполнении топливом балластных цистерн против 3500 миль), что говорит о том, что "старичок" не так уж плох и объясняет, почему четырёх оставшихся "Тапиров" берегут и не спешат разделывать на металл.

2. Линия судьбы БДК-69

ТТЗ на проектирование большого десантного корабля пр. 1171 было утверждено в июне 1959 г., а окончательный вариант техпроекта, разработанного ЦМКБ "Алмаз" (тогда ЦКБ-50) − 14.02.1962. 6-й корпус (БДК-69, зав. № 296) заложили на "Янтаре" 30.08.1967 и передали ВМФ 31.12.1968 − 48 с небольшим лет назад. 20.10.2002 БДК-69 стал "Орском".

"Тапиры" предоставили ВМФ СССР невиданную ранее возможность − способность длительно нести боевую службу в удалённых районах с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту (по меркам ВМС США = усиленной роте) [3] − на "Саратове" и "Орске" (1171/I-II) 313 человек, на "Вилкове" и "Фильченкове" (1171/IV) − 440.

Свои способности БДК-69 реализовал по полной программе: в ВМФ СССР кораблём было выполнено 11 боевых служб в Атлантическом и Индийском океанах, Средиземном и Красном морях; он участвовал в учениях "Океан", "Юг-71", "Крым-79", "Запад-81", "Щит-83"; при несении БС в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК выполнял задачи оказания интернациональной помощи (в частности, в июне-июле 1972 г. базировался в портах Египта); кроме того, неоднократно принимал участие в миротворческих и гуманитарных операциях (ссылка 2).

3. На скамейке запасных

По имеющимся данным, начиная с 2004 г. (с прибытия на ремонт в Туапсе, Краснодарский край − ссылка 3), "Орск" фактически непрерывно кочевал с одного судоремонтного завода на другой: 2004 − Туапсинский СРЗ, 2005-2006 − у причала в Южной бухте Севастополя (ссылка 4, фото 5-10), 2007 − снова Туапсе, 22.05.2008 − буксировка в 91 СРЗ (Севастополь, Стрелецкая бухта), 26.12.2008 − на ходу (титульное фото), 2009 − Туапсе (администрация г. Орска, ссылка не работает), 2011 − 13 СРЗ (Килен-бухта Севастополя), 29.04.2013 − у причала рядом с другими кораблями 197 брдк, 08.08.2014 − постановка в ПД-30 13 СРЗ (ссылка 5), с 24.09.2015 − повторное докование.

Сегодня "Орск" уже не тот, что был два года назад. Особенно хорошо разница заметна, если сравнить два снимка в одинаковых ракурсах от 28.12.2014 и 06.01.2017 − корабль свежевыкрашен, на флагштоке развевается новенький Андреевский флаг. Известный фотограф-маринист, зарегистрированный на Морском форуме авиабазы под ником Доктор, как-то сказал (в вольном изложении автора блога), что БДК б/н 148 сознательно придерживают в резерве на всякий случай. Вполне возможно, что так оно и есть (по сравнению с другими флотами на ЧФ наблюдается некоторый избыток десантных кораблей), однако не исключено, что уже скоро мы снова увидим "Орск" в море (возможно, на пути в Тартус). ■

Использованная литература

1. В. Щербаков "Десантные корабли ВМФ России. Часть 2", Техника и вооружение, №1/2014, стр. 2-8.
2. Ю. Апальков "Корабли ВМФ СССР", том IV "Десантные и минно-тральные корабли", Галея Принт, СПб, 2007.
3. В. Кузин, В. Никольский "Военно-морской флот СССР 1945-1991", стр. 248, Историческое морское общество, СПб, 1996.



БДК "Орск" (фото без даты А. Бричевского с kchf.ru)







"Орск" в ремонте в Туапсинском СРЗ, 2007 (фото Radist_ZAS с navsource.narod.ru)



Буксировка "Орска" в 91 СРЗ, 22.05.2008 (фото С. Игнатьева с navsource.narod.ru)



БДК "Орск" в Севастополе (не в ремонте!), 29.04.2013 (04) 29 (фото А. Бричевского с kchf.ru)



"Орск", "Николай Фильченков" и "Алроса" в ПД-30, 13 СРЗ, 13.08.2014 (фото Доктор с forums.airbase.ru)



Повторная постановка "Орска" в ПД-30, 24.09.2015 (фото Доктор с forums.airbase.ru)



БДК "Орск" 28.12.2014 (ссылка 6) и 06.01.2017 (ссылка 7) (фото Доктор с forums.airbase.ru, монтаж автора блога)



Крайняя из известных автору блога фотографий БДК "Орск", 13 СРЗ (Килен-бухта), 22.01.2017 (фото Доктор с forums.airbase.ru)

БДК, Черноморский флот

Previous post Next post
Up