Есть у студентов - и не только у них, конечно, но я общаюсь в основном со студентами - одна особенность, которую я называю "синдромом обратного партизана". Объяснение этому явлению я пока не нашел; вернее, у меня есть несколько гипотез, но я не знаю, какая из них правильная.
О чем, собственно, идет речь?
Настоящий партизан на допросе умрет, но не ответит врагу.
"Обратный партизан" умрет, но не задаст вопрос.
Типичная ситуация. Объясняешь новый материал. "Какие есть вопросы?" В большинстве случаев - никаких. Начинаешь проверять, как поняли материал - и тут же выясняется, что вопросы на самом деле есть, и много, просто их почему-то решили не задавать.
Или даешь тему контрольной. Вопрос: "Тема понятна? Есть ли вопросы по теме? Подумайте". В ответ - мертвая тишина. При проверке выясняется, что значительная часть тему не поняла. "А я сомневалась, но решила писать так..." - "Если сомневались, почему не спросили?" - "Не знаю...".
И это при том, что я на постоянной основе веду разъяснительную работу, с самого первого занятия говорю, что спрашивать надо, что это не страшно и не больно, что незаданный вопрос часто оборачивается плачевным результатом, всегда подробно отвечаю... Но, видимо, привычка не задавать вопросы сидит настолько глубоко и крепко, что мои увещевания отскакивают от бетонной стенки.
Что это за бетонная стенка? И вот тут мне на ум приходит несколько объяснений, которые, понятное дело, совершенно необязательно являются взаимоисключающими.
1. Страх показаться глупым. "А вдруг я задам дурацкий вопрос, и все надо мной будут смеяться? А промолчу - глядишь, сойду за умного".
2. Страх затянуть мероприятие и тем самым вызвать недовольство окружающих. Всем нам знакома ситуация, когда какое-то скучное собрание уже подходит к концу, все с облегчением вздыхают, но тут какой-то участник с явным дефицитом общения начинает дискуссию, интересную ему одному, в результате еще полчаса уходят в никуда, все остальные смотрят на него волками... Такое бывает, да. И в результате складывается подсознательный страх: "Вот я задам вопрос и задержу людей, все будут на меня сердиться".
3. Нежелание напрягаться. Чтобы задать осмысленный вопрос, нужно чуть-чуть вдуматься в материал, сформулировать свои слова, а потом еще выслушать и обработать ответ... Да ну его нафиг, все же сидят молча, и я посижу, как-нибудь потом сам разберусь!
4. Искренняя иллюзия понимания. Чтобы осознать, что ты чего-то не понял в сказанном или прочитанном, нужно над этим сказанным или прочитанным задуматься. Если же человек вообще не вдумывается в то, что слышит, он совершенно искренне не видит причин задавать вопрос.