Ловушка послезнания

Jul 03, 2020 10:43


Что значит "raiding force".

Среди критиков Ямамото Паршалл и Тулли - наверное, чемпионы. Они отлично - как минимум, для не-японцев - знают материал, и мнение их не только логически стройное, но и вполне информированное. Мнение, к которому стоит прислушаться. Впрочем, комментировать это мнение тоже полезно. Сегодня рискну высказаться по поводу одной важной для общей концепции Паршалла и Тулли идеи - идеи дробления авианосных сил японцев в первой половине 1942 г.

Паршалл и Тулли уделяют особое внимание ставшему постфактум судьбоносным решению Ямамото, принятому 12 апреля 1942 г. В этот день он, под давлением МГШ  и командующего 4-м флотом вице-адмирала Иноуэ согласился выделить для участия в операции МО 5-ю дивизию авианосцев - "Сёкаку" и "Дзуйкаку". Вопрос о посылке авианосцев "Кидо Бутай" в юго-западную часть Тихого океана возник после атаки американских авианосцев на Лаэ и Саламуа 10 марта 1942 г. Сначала Ямамото хотел отделаться посылкой в Коралловое море "Кага" (который пропустил рейд в Индийский океан). Но в итоге - под упомянутым выше давлением - решил выделить для операции два лучших своих авианосца (впрочем, авиагруппы их были подготовлены слабее других авиагрупп "Кидо Бутай"). Вот что пишут по этому поводу Паршалл и Тулли:

The utter illogic of Yamamoto’s 12 April decision has been commented on before, but it bears repeating here. By any rational standard, it was absolutely essential to have CarDiv 5 in Nagumo’s force if it was to be assured of material superiority at Midway. In effect, the feasibility of Operation MI now depended on whether or not Operation MO came off without CarDiv 5 suffering significant losses. Taking this gamble was a huge mistake, as it held the more important of the two operations hostage to the subordinate’s success.
[Примерный перевод]
Полная нелогичность решения Ямамото от 12 апреля уже удостоилась комментария выше, но стоит повторить ещё раз. В соответствии с любой разумной нормой, было совершенно необходимо иметь 5-ю дивизию авианосцев в составе сил Нагумо - если было необходимо гарантировать материальный перевес при Мидуэе. По сути, успех операции МО теперь зависел от того, удастся ли провести операцию МО так, что 5-я дивизия авианосцев избежит серьёзных потерь. Столь рискованная ставка была грандиозной ошибкой, поскольку теперь успех более важной операции стал заложником операции подчинённой.

Замечание более чем острое. Развивая идею дальше, Паршалл и Тулли замечают (подчёркивание из оригинала):

Yamamoto should have realized that there were, in fact, precisely two types of objectives in the Pacific-those that were worth attacking with all six of Japan’s fleet carriers, and those worth attacking with none.
[Примерный перевод]
Ямамото следовало бы понять, что, на деле, на Тихом океане было два типа объектов - те, которые заслуживали атаки с использованием всех шести японских флотских авианосцев, и тех, которые не заслуживали ни одного.


Что не позволяет принять этот разбор без критики? Всё то же объяснение "через дурака", да к тому же более чем эмоциональное. Иными словами, перед нами не столько объяснение, сколько оценка решения Ямамото. Вопрос о том, чем же могла объясняться "полная нелогичность", остаётся открытым.

И здесь, мне кажется, причина в том, что Паршалл и Тулли рассматривают события 1942 г. с точки зрения классической "авианосной догмы". Для них авианосцы "Кидо Бутай" - главная сила японцев, авианосцы TF16 и TF17 - главные силы американцев, а Мидуэй - это генеральное сражение авианосных соединений. В этой схеме решение Ямамото, действительно, выглядит как минимум легкомысленным - и заслуживает сказанных слов.

Однако, решения Ямамото - как относящиеся к посылке 5-й дивизии авианосцев в Коралловое море, так и касающиеся плана действий у Мидуэя - станут куда как более понятными, если отбросить "авианосную догму". Собственно, Паршалл и Тулли сами дали отличное определение "Кидо Бутай" как raiding force. И если посмотреть на авианосцы как на могучее, но всё же вспомогательное оружие - использовав, например, аналогию с линейными крейсерами - решения Ямамото куда как легче и понять, и объяснить. Если допустить, что авианосное сражение у Мидуэя не должно было стать главным событием Мидуэйской операции, если предположить, что целью Ямамото был американский линейный флот и генеральное линейное сражение, если, наконец, принять во внимание тот факт, что "Кидо Бутай" должно было появиться у Мидуэя внезапно, т.е. бой в первый день вообще не был ожидаемым событием - то решения Ямамото обретут куда как большую стройность. Задачей "Кидо Бутай" (как raiding force) был всего лишь набег на Мидуэй, каковой должен выманить американский флот из Пёрл-Харбора и способствовать захвату острова. Для решения этой задачи гарантированный перевес над американскими авианосцами не требовался. Если рассуждать в более общих терминах: дробление главных сил почти всегда можно считать ошибкой, дробление "набеговых сил" - дело куда как более обычное, и даже местами полезное. Точно такое же дробление допускали американцы.

Сказанное отнюдь не значит, что решение о посылке одной 5-й дивизии в Коралловое море не было ошибкой. По факту - было, и в целом дробление "Кидо Бутай" привело японский флот к настоящей трагедии: японцы фактически изобрели " авианосное ударное соединение", но атака на Пёрл-Харбор так и осталась единственной операцией, в которой это соединение действовало в полном составе. А Мидуэй стал единственным сражением для четырёх из шести авианосцев "Кидо Бутай".

Тем не менее, выявление механизма ошибки представляется полезным. Равно как и лишняя иллюстрация к проблеме послезнания в историческом исследовании. Паршалл и Тулли - прекрасные, очень сильные авторы - думается, слишком хорошо изучили (и полюбили) авианосцы и слишком сильно уверовали в "авианосную догму". При том, что сама догма в 1942 г. догмой не была, и на авианосцы как на главную силу флота тогда не смотрели. Первым, кто действительно считал авианосцы  главным инструментом в генеральном сражении, был, вероятно, Одзава Дзисабуро - затеявший генеральное сражение авианосцев в 1944 г. У американцев такой взгляд на авианосцы не закрепился и в 1944 г. - фактически, авианосная догма стала произведением послевоенным. Однако "туман послезнания" столь силён, что даже Паршалл и Тулли не смогли его вполне разогнать. Более того, описывая "моделирование" Мидуэйской операции в штабе Ямамото, Паршалл и Туллии попросту отмахиваются от обнародованного ими же факта: в этих, модельных сражениях активное "участие" принимали американские линкоры. Послезнание - страшная сила. Остерегайтесь ловушки.

авианосцы, Вторая мировая

Previous post Next post
Up