История одной случайности

Oct 10, 2017 11:57

В учебнике по тактике Уэйна Хьюза - главы этой книги, увы, спилили на fas.org - есть любопытная цитата, касающая случайности развития отношений линкоров и авианосцев.
Вот она:

Read more... )

Вторая мировая, линкоры

Leave a comment

Comments 64

dmitriyandreev October 10 2017, 09:26:41 UTC
Эхх, бездны альтернативок...

Во многом поддерживаю Ваш тезис.

Те же метания японцев с Синано (не имею всей информации, могу быть не прав, но общее впечатление - не стали бы переделывать, достроили бы к 1944), приведшие к тому, что вместо третьего Ямато у Самара у них было "нечто странное" и "слишком поздно" - из этой же оперы во многом.

Reply

naval_manual October 10 2017, 10:20:10 UTC
Не уверен, что перспективы достройки "Синано" были - но точно не знаю.
Однако тот факт, что новёхонькие японские авианосцы осенью 1944 г. работали быстроходными транспортами, позволяет усомниться в том, что решение делать авианосцы из всего, что можно, было стратежным.
Ну и да - всякая политика лучше политики колебаний)

Reply


kim_noir October 10 2017, 12:00:50 UTC
>между тем, линейные флоты всех основных держав (кроме Германии) в момент вступления в войну были полностью или почти полностью укомплектованы ровесниками этих славных кораблей

Обычное дело - по итогам Первой мировой пришли к выводу о бесполезности класса броненосных крейсеров, бо 10-15-летние корабли оказались не алё против дредноутов и подводных лодок :-)

Reply

naval_manual October 10 2017, 12:28:52 UTC
Да, "Баян" или "Кент" с трубинами и соответствующей скоростью - могло быть полезно и интересно.
Но, всё-таки, "кошки" тут мешали.

Reply

kim_noir October 10 2017, 15:51:47 UTC
ну я не столько о полезности броненосных крейсров в ПМВ - сколько о выводе "они были бесполезны когда строились, потому как в ПМВ не покатили". А в ПМВ да - им (даже в турбинном варианте) нишу найти было не так просто.

Reply

naval_manual October 11 2017, 04:18:35 UTC
А, типа "Франция зря тратила деньги на "Леон Гамбетта", бесславно канувший от торпед"? Да, утверждение такого типа забавно.

Reply


biber550 October 10 2017, 12:03:31 UTC
Новых авианосцев было больше- это кул, это очень точно, чтото из тех мыслей что крутятся на грани осознания, а тут блямц и читаешь в готовом виде.
Утащил и пошел думать дальше.

Reply

naval_manual October 10 2017, 12:27:32 UTC
> блямц и читаешь в готовом виде.

Так вот ещё блямц. Берём самый массовый замес с участием линкоров - Лейте.
У американцев 6 из 12 - корабли категории ~25 лет отроду.
У японцев в той же категории - 7 из 9.
Берём русскую и японскую линию при Цусиме - ага... Самый старый в линии - "Нахимов", с момента ввода в строй аж целых 17 лет! "Николай" - 14.
"Конго" и "Харуна" к бою у о. Самар были старше, чем "Донской" с "Мономахом".
Такой вот блямц.

С другой стороны - количество. Вот в ПМВ маленький итальянский флот - это таки шесть дредноутов, и шесть сравнительно новых додредноутов, каковые можно считать аналогом старых линкоров в ВМВ. Всего - 12 единиц. Это маленький итальянский флот в ПМВ - по числу килей сравним с японским времён ВМВ.

Ну и с третьей - резкий скачок ударных возможностей японских и американских палубных самолётов в 1939-1941 гг., опять же, на пару лет опередивший ввод в строй новых линкоров.

Reply

33samurai October 10 2017, 16:42:46 UTC
"Конго" и "Харуна" к бою у о. Самар были старше, чем "Донской" с "Мономахом"

Это уместно лишь по отношению к части их корпуса и бронирования. Но с учетом того, что даже современные корабли в формате 30К не предлагали первоклассной защиты, то и в этом отношении аргумент откровенно слаб.

В линейке "Конго"-"Страсбург"-"Аляска"-"Шарнхорст", первый корабль не выглядит белой вороной и вполне может уничтожить любого другого.

"Нахимов" же по отношению к "гарибальдийцам" выглядит откровенно более слабым.

С другой стороны - количество.

Обратная сторона того, что действительно первоклассный линкор требовал водоизмещения за 50К. Количество обеспечивали ТКР. Ну и самолёты.

Reply

naval_manual October 10 2017, 18:51:24 UTC
>Это уместно лишь по отношению к части их корпуса и бронирования

Это касается всего - от компоновки до ПТЗ, от вспомогательной артилерии до числа и размещения постов управления огнем.

>Обратная сторона того, что действительно первоклассный линкор требовал водоизмещения за 50К

Нет, это прямое следствие того, что линкорные каникулы оказались слишком долгими - с учетом сроков начала войны. Вполне реальные и реализовывшиеся на практике планы предусматривали создание многочисленных линейных флотов.

Reply


sas1975kv October 10 2017, 20:22:57 UTC
Если не совсем впадать в альтернативу, то в программе флота двух океанов 1940 года было 11 эссексов. Которые собственно кроме пары в 1944 и достроили. Т.е. численные расклады меняются не особо. Учитывая что на ямато ушло 400 самолетовылетов, а на мусаси емнип меньше 300, потопление таким количеством даже 4 ямато за пару дней не выглядит не реальным....
Взрыватели тоже вроде кардинально ситуацию не меняли. Емнип по статистике их всего раза в два меньше надо было чем обычных. При том что 40 мм сбивали количественно больше. Т.е 127 все равно оставались скорее заградительным огнем.

Reply

naval_manual October 11 2017, 04:06:48 UTC
>потопление таким количеством даже 4 ямато за пару дней не выглядит не реальным....

1. Если наличного состава "эссексов" не хватило на то, чтобу утопить два "ямато" за три дня - то это и называется "впадать в альтернативу".
2. За "пару дней" "ямато" могут намотать ну минимум 1000 миль. Дальность эффективной работы авиации "эссексов" - 250...300 миль максимум. Соответственно, при таком раскладе и наличии неподвижного третьего объекта (зона высадки десанта, напр.) можно утверждать, что силами только палубной авиации надёжно защитить этот объект нельзя.
3. "Численный расклад" меняется и у американцев - больше новых линкоров (возможно, пара "Монтан"), да "Аляски" в придачу. При этом американским адмиралам в 1944 г. не казалось, что линкор ушёл в прошлое, желание дать линейный бой было, это решение было куда как более простым, Кинкейд при планировании операции против Симы/Нисимуры и вовсе решил использовать палубную авиацию после боя с участием линкоров... Ну, Вы понимаете.

Reply

sas1975kv October 11 2017, 11:31:04 UTC
1) 24-го этого состава хватило чтобы утопить за 250 самолетовылетов Мусаси. А вот потом Хелси ломанулся за Одзавой. Поэтому участие эссексов ограничивается одним днем. Тема конечно для детального рассмотрения, ибо есть данные что 25 и 26 ТФ 38 все таки как-то участвовало. Но не понятно как. Но в целом Куриту спасла не мощь его линкоров, а Одзава и решения Хелси ( ... )

Reply

naval_manual October 12 2017, 06:41:07 UTC
>24-го этого состава хватило чтобы утопить за 250 самолетовылетов Мусаси.

Этого состава хватило на то, чтобы за световой день утопить "Мусаси". Число самолёто-вылетов в данном случае вторично - если смогли сделать, сколько смогли, кто же виноват?

>потом Хелси ломанулся за Одзавой.

Да там ещё много чего помешало - задержка TG38.4 на юге, атаки японской базовой и палубной авиации против TG38.3. Традицию считать этот сценарий "неправильным" заложил Моррисон, но стоит ли с ним соглашаться?

>Тема конечно для детального рассмотрения, ибо есть данные что 25 и 26 ТФ 38 все таки как-то участвовало. Но не понятно как.

Да всё давно понятно. По канонической версии и без учёта разведки, слежения, связи - вылеты в составе ударных групп против сил Курита с авианосцев TF38:

24 октября - 259 (102 VF, 84 VB, 73 VT)
25 октября - 147 (66 VF, 51 VB, 30 VT)
26 октября - 257 (109 VF, 72 VB, 76 VT)

Reply


biber550 October 11 2017, 07:29:34 UTC
Хиэй убило небронированое румпельное отделение. Что стало не комильфо через пару-тройку лет после строительства Конго.

Reply

kim_noir October 11 2017, 07:52:55 UTC
де Бюсси, Уэн, Тибодье и Бертэн смотрят на эту фразу с удивлением :-)

Reply

biber550 October 11 2017, 08:15:32 UTC
Давайте неудвчников вспоминать не будем. Лады?

Reply

kim_noir October 11 2017, 11:56:41 UTC
Я не настолько знаком с вами, чтобы быть уверенным в ваших полномочиях на развешивание бирочек. Но да, ваша категоричность не вызывает желания такой степени знакомства достичь.

Reply


Leave a comment

Up