Антрополог вынужден защищать обезьян с оружием в руках

Apr 18, 2014 15:01



Александр Марков

Журнал Nature опубликовал шокирующую статью о шведском антропологе Йонасе Эрикссоне (Jonas Eriksson), изучающем карликовых шимпанзе (бонобо). Эрикссон и его коллеги показали, что рекордно высокий уровень кооперации у бонобо противоречит теориям, согласно которым обязательной предпосылкой развития взаимопомощи у животных является близкое родство. Несмотря на успехи, достигнутые на научном поприще, Эрикссон в настоящее время вынужден вместо научных изысканий заниматься организацией вооруженной защиты своих подопечных - самых миролюбивых из высших обезьян - от массового браконьерства.


Эрикссон родился в семье шведских миссионеров-баптистов, и его детство прошло в лесах экваториальной Африки. После окончания Упсальского университета Эрикссон присоединился к команде антропологов, изучавших поведение бонобо в районе Ломако (Lomako) в Демократической Республике Конго. В 1998 году исследователи наблюдали редкое проявление агрессии у этих чрезвычайно мирных обезьян, в коллективах которых обычно верховодят самки. Один из самцов стал обижать самку с детенышем. Тогда все самки дружно набросились на хулигана и жестоко избивали его целых полчаса, причем остальные самцы разбежались. Этот случай заставил ученых задуматься о причинах необыкновенной женской солидарности в коллективах бонобо.



Йонас Эрикссон (фото из обсуждаемой статьи вNature)

Согласно господствующим представлениям, обязательной предпосылкой развития кооперации у животных является близкое родство (см.: Теория родственного отбора, см. также: Межгрупповая конкуренция способствует внутригрупповой кооперации, «Элементы», 28.05.2007). Но родственны ли друг другу самки в коллективах бонобо? Их ближайшим родственникам - шимпанзе, гораздо более агрессивным и жестоким обезьянам, у которых верховодят самцы, - свойственна патрилокальность. Это значит, что самцы обычно остаются в своем родном стаде, а самки переходят в другие семьи. Поэтому в каждом коллективе у шимпанзе самцы обычно являются близкими родственниками, а самки нет.


Гармоничность и бесконфликтность отношений в коллективах бонобо удивляет ученых

Может быть, у бонобо дело обстоит иначе? Исследователи начали проводить генетический анализ своих подопечных, и первые результаты показали, что бонобо, по-видимому, тоже патрилокальны, как и шимпанзе. Что же заставляет неродственных самок бонобо стоять горой друг за друга и сообща давать отпор агрессивным самцам, если родственный отбор тут ни при чём? Может быть, это как-то связано с необычными сексуальными традициями бонобо - у этих обезьян принято «мириться» и снимать любую напряженность при помощи разнообразного и довольно изощренного секса, в том числе и однополого? Впрочем, прежде чем разрабатывать те или иные версии, нужно было подтвердить предварительные результаты генетического анализа.

Исследования были прерваны на самом интересном месте из-за агрессивных действий другого вида высших приматов. В соседней Руанде началась гражданская война, и вооруженные рейды враждующих сторон вынудили ученых покинуть облюбованный ими участок. Война длилась несколько лет, унесла около четырех миллионов человеческих жизней и нанесла непоправимый ущерб естественным местообитаниям диких животных.

Но антропологи не теряли надежды. В 2000 году Эрикссон и его коллега Готфрид Хохман (Gottfried Hohmann) из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге пешком и на велосипедах прочесали значительную часть ареала бонобо, собирая фекалии обезьян для генетического анализа, а заодно пытаясь найти новый участок для полевых наблюдений взамен утраченного.

Обе миссии были выполнены успешно. Из собранных фекалий была выделена ДНК, анализ которой надежно подвердил патрилокальность бонобо. В частности, оказалось, что в пределах одного стада Y-хромосомы у самцов похожие, а митохондриальные хромосомы - разные. Иными словами, самцы родственны друг другу по отцовской линии, но не родственны по материнской, что и должно наблюдаться при патрилокальности. Это доказывало, что кровное родство у бонобо к женской солидарности не имеет никакого отношения.

Подходящий район для продолжения наблюдений тоже был найден - антропологи обосновались в южной части национального парка Салонга (Salonga). Организация полевых исследований и сбор материала в этих небезопасных районах, по словам коллег, стали возможны только благодаря Эрикссону, который прекрасно говорит на местном языке и понимает все тонкости психологии аборигенов. Коллеги также сообщили журналистам, что Эрикссон настолько проникся «африканским» стилем поведения и мировосприятия, что иногда это мешало работе (например, его не всегда удавалось убедить в необходимости доводить дела до конца).

Не успели антропологи приступить к наблюдениям в парке Салонга, как грянула новая напасть. Гражданская война кончилась, но у населения осталось огромное количество огнестрельного оружия, из которого надо же в кого-то стрелять. Поднялась небывалая волна браконьерства, вошла в моду торговля мясом диких животных, в том числе обезьян. Браконьеры не ограничились отстрелом животных в парке Салонга: они стали грабить и уничтожать имущество национального парка и вынудили многих сотрудников и охранников спасаться бегством.

Эрикссон в это время занимался в Лейпциге анализом ДНК из фекалий бонобо. Вернувшись в Конго, антрополог счел невозможным в создавшейся обстановке продолжать научные изыскания. Все свои силы он бросил на организацию вооруженного отпора бандитам. Снова ему помогло знание местного языка и психологии - по его словам, в глазах местных жителей европеец, говорящий на их языке и глубоко понимающий их проблемы, обладает большим авторитетом. Ему удалось поднять оставшихся в парке егерей и часть сельских жителей на борьбу с браконьерами. В настоящее время шведский антрополог Йонас Эрикссон лично патрулирует экваториальные леса Республики Конго с автоматом Калашникова в руках, пытаясь спасти один вид высших приматов, самый миролюбивый, от другого, самого агрессивного.

Бонобо необходимо сохранить хотя бы потому, что людям есть чему у них поучиться. Хочется верить, что антропологи все-таки сумеют выведать у них заветную тайну - как удалось этим обезьянам сделать свою жизнь почти бесконфликтной. В чём тут секрет - в матриархате ли (которого, вопреки Энгельсу, в человеческой истории, по-видимому, никогда не было [1]), в удивительной солидарности самок, или, может быть, в свободной любви? Возможно, мы и узнаем ответ... если только Эрикссона не пристрелят браконьеры.

Источник: Carl Gierstorfer. Primatology: Peaceful primates, violent acts // Nature. 2007. V. 447. P. 635-636.

http://elementy.ru/news/430537?page_design=print

[1] Сейчас, однако, точка зрения Энгельса скорей подтверждается, с необходимой корректировкой - первобытное общество было не единым, а демонстрировало «анцестральное разнообразие» форм социальной организации, также как в разных группах высших позвоночных ранга трибы-семейства примитивные формы также показывают максимальное разнообразие социальных систем. Преобладали общества эгалитарные с равноправием полов, общества иерархические и/или с господством одного из полов, мужского или женского представляли собой края распределения. Вроде разных общин индейцев моче или индийских племен кхаси и кхарби, крайне близких друг другу, но показывающих полярные формы социальной организации.

вымирание видов, социальные проблемы природоохраны

Previous post Next post
Up