Фестиваль девятый. День первый

Apr 01, 2019 00:14

По традиции. Опять весна, опять Башмет, опять фестивалим. Пусть и торможу я беспощадно.

Итак, день первый. В первом же отделении давали Мендельсона, концерт ре минор для скрипки и фортепиано с оркестром (сочинение, оказывается, ажно от 1823 года). Со скрипкой вышел Фумияки Миура, за оркестр были "Солисты Москвы", за фортепианную часть отвечала Ксения Башмет. А у меня с ней сложные отношения. И с Мендельсоном. И со всеми его сочинениями. Как бы объяснить... Скучный он. Да, гармоничный, ладный, причесанный, с нужными акцентами, ускорениями и повторами, но все это как-то очень обычно. Слушаешь, киваешь, спустя десять минут забываешь. А так быть не должно.

Но всё перечисленное лишь оттеняет мастерство японского солиста. Удивительный умница. Чисто, тонко, усмиряя истерику капризного инструмента, он, беседуя с грубоватым фортепианным партнером, подчеркнул, что произведение написано все-таки для СКРИПКИ с фортепино-и-оркестром. Подчеркнул так, что все услышали и поняли, кто тут солист. Не ущемляя заслуг прочих, но уж как есть, простите.

Во второй части опять, в очередной раз сплели музыку с литературой. И удачно сплели! На сей раз читали "Каменного гостя" Пушкина, дополнив его, нанизав на произведения Моцарта, Боккерини и де Фалья. С Моцартом все понятно, ибо как можно рассказать об известном обольстителе, не вспомнив, что австрийский гений создал одну из самых своих известных опер именно о Дон-Жуане (доне Жуане? Гуане?). Что же другие?

Луиджи Боккерини, ввввиолончелист (произносится с предыханием, как обычно), сын контрабасиста (тут тоже можно), один из создателей первого струнного квартета, выступавшего с публичными концертами (1760-е годы), исполнитель-виртуоз и чрезвычайно талантливый композитор. Родился в Италии, но довольно долго жил в Мадриде. Современники отмечали, что его «зрелая» музыка идеально передавала атмосферу этого испанского города, его характер, настроения, жизнь. А в каком городе происходит действие пьесы? Вот-вот. Ну, и кроме того, говорят, что Боккерини был очарован балетом "Дон Жуан или Каменный гость" Глюка, точнее, его дьявольским третьим действом, и очарован настолько, что решил создать собственную версию упомянутой сцены. Ну, и как же обойтись без Луиджи?

Btw, поищите в инете записи исполнения его музыки Ростроповичем.
Насладитесь, если тоже неравнодушны к виолончели.

С де Фалья всё несколько проще. Он - испанец, даром, что "де", а раз испанец, да еще и националист с традиционалистскими наклонностями, то просто обречен быть приплетенным к истории дона Жуана (впрочем, и дона Кихота, но не в этот раз). Де Фалья и приплелся, причем, весьма талантливо и нестандартно.

Здесь тоже будет btw. Это тот самый де Фалья, который, потусив
с Дягилевым, создал музыку к балету "Треуголка", в постановке, а точнее,
в оформлении которого принял участие Пикассо, и вдохновившись которым,
уже немного после, Дали насоздавал серию шизофреничных гравюр, которые
в прошлом году привозили в Хабаровск. Или позапрошлом...

Вот и собралась музыкальная компания для Александра Сергеевича. Но кто-то должен же еще и читать... За мужские голоса отвечал Сергей Епишев. Пару раз перепутал интонации слуги и дона, смешал, утрировал, но к финалу выправился и был даже трогателен. За дам выступала Ольга Смирнова, выпускница ГИТИСа, исполнительница ролей в фильмах "Достоевский" и "Стиляги". Я, например, в этих фильмах ее совсем не помню. Но на концерте запомнила. Еще б. Я давно уже не видела, что ТАААК сидели за барным стулом. Да, на сцену вынесли высокий барный стул (ну, ок, может, и не барный), на который Ольга, мм, опиралась, устав стоять на своих двенадцатисантиметровых шпильках. Опиралась, изгибаясь. Изгибаясь всем своим прекрасным, налитым телом, облегаемым узким платьем цвета поздневесеннего неба. И сладко-жеманно произносила "а ты, повеса?". Как тут не запомнить?

Получилось... хорошо. Но не отлично. В этот вечер отлично было только в самом начале, когда "Солисты" исполнили маленькое произведение Энри Лолашвили - адажио "Ностальгия" для альта и струнных, которое композитор посвятил Юрию Абрамовичу Башмету. Это кинематографичное, напевное, изливающееся сочинение мне очень, очень нравится, и я даже знаю почему - совпадение тональности плюс альт. Как бархатные осенние объятия, с легкой истомой и каплей теплой коньячной тоски. Прекрасно безусловно.



Фото отсюда, но текст там лучше не читайте.

А потом был третий день, о котором, быть может, напишу позже. Быть может.

P.S.: И как обычно - Найденов прекрасен ))

настроение, музыка

Previous post Next post
Up