По Фуко, власть не столько подавляет, сколько, узаконивая, «конструирует» реальность, в которой подавление - один из механизмов конструирования того, что уже-существует, но ему придается нужная форма, чтоб ею управлять, давая ей развиваться. Ведь природа власти состоит в увеличении своей власти над…, а значит, она заинтересована не в том, чтобы подавлять желание / удовольствие, но давать им голос, существовать для них, но во имя себя. И в этом - её искусство: под видом подавления, вытеснения управлять сферой расширения и говорения; управлять ради управления, ради удовольствия управлять.
Власть, имманентна ткани социальности, а, значит, и таким коммуникативным отношениям, которые ритуализированы или институализированы Означает ли имманентность власти то, что она порождает, например, мораль, или только то, что она присуща и морали в качестве властной функции морали?
Если основная функция власти организовывать пространство для себя, то мораль - это форма или поле экспансии этой власти? Моральное сознание конкретного человека - это результат субъективации жизненного опыта субъекта, а также - результат техник управления его коммуникативными отношениями и психологического контроля со стороны разных источников власти, или объективация разумности (например, заботы о себе)?
Признание гетерономии морали, а также того, что моральные правила / нормы рождаются из коммуникативного опыта, подхватываемые властью в свой дискурс, это - выражение этапа «критики морали», начавшееся с Ницше и марксизма и продолжающееся в постмодернизме. Автономия же морали утверждает, что нравственность имманентна человеку, что только она и есть путь к приобретению подлинного человеческого бытия в обществе, культуре. Эта мораль не вытекает из коммуникативного опыта человека, но конструирует его. Думаю, «истина» посередине: коммуникативное пространство конкретного человека - не столько результат субъективации социальных практик, сколько - объективации собственных моральных чувств, оценок, суждений. Последние - результат рефлексии (критического самостоятельного переживания, осмысления действительности), а не простой (нерефлексивной) восприимчивости к социо-культурной среде, коммуникативным практикам.
Сеть коммуникативных отношений, в которых находится человек, в зависимости от состояния человека может стать как источником (причиной) его морального становления, а может быть только условием. Восприятие только как условия и есть выражение духовности человека, преодоление власти повседневности, преображения коммуникативных отношений.
Думается мне, что мораль существует в поле властных отношений, она пронизана ими, но власть не является источником самого возникновения морали, её творит человек духовный. Это как тема сексуальности была всегда, но власть инкорпорировала в себя её для своего нового проявления, для удовлетворения своих потребностей.
Еще (а это камешек в огород А.А. Гусейнова с его "негативной этикой"). Фуко пишет: «И в самом деле, можно было бы думать, что именно там, где запреты наиболее фундаментальны, а обязательства наиболее принудительны, формы морали и развивают, неким единым образом, наиболее настойчивые требования строгости: такое, конечно, вполне может быть». И далее, относительно тем моральных рассуждений в античности. «Более того, эти размышления не обращаются к мужчинам в связи с теми случаями поведения, которые могли бы подчиняться запретам - общепризнанным и торжественно провозглашаемым в кодексах, обычаях или в религиозных предписаниях. Они обращаются к мужчинам в таких случаях поведения, где им как раз приходится воспользоваться своим правом, властью, авторитетом и своей свободой»
(294-295) Таким образом, я думаю, что мораль, может и начинается с запрета, но продолжается в зазорах между запретами, инициируя творение благожелательных поступков, и даже запретов, но в отношении самого морального субъекта. Не запрет порождает волю к власти над собой, но воля к власти над собой порождает запреты для себя (а в пределе, быть может, и для других). Мораль - это не сфера ответа конкретного человека в форме простого выполнения или невыполнения запретов, предписаний, признанных обществом всеобщими, но это сфера, в которой человек дает себе ответ о приемлемых для него формах бытия в качестве человека; это - сфера ответственной свободы внутри того, что не запрещено (хотя, может быть и рекомендовано, но не запрещено или не предписано к обязательному исполнению). Когда мораль попадает в поле властных отношений в ней усиливается момент запретительности и категоричности.
Власть коренится в культуре, она стала
симулякром, который для собственного гарантированного бытия нуждается в производстве новых и новых симулякров. Причем, не власть как симулякр создает новые симулякры, а она преобразует действительность, уже-возникшие и уже-существующие социо-культурные объекты в симулякры.
Такая чуть ли не «демонизация» власти уходит корнями в «волю к власти» Ницше. Воля к власти человека (массового человека) превращает последнего в функцию этой самой власти, так что при сохранении субъективности он теряет статус субъекта. Сверхчеловек Ницше - это тот, кто выпадает из поля бессубъектной воли к власти, но сам становится субъектом власти, точкой воления к власти, обретая власть над собой.
*****************************************
Фуко пишет: «…всякая "мораль" в широком смысле содержит оба указанных мной аспекта - и кодексы поведения («ориентированы на квазиюридический эффект»), и формы субъективации («ориентированы на аскетику»)»
(302). Мне кажется, то, что современная прикладная этика, развивающаяся, прежде всего, через разработку кодексов, деклараций есть выражение этого юридического мышления, о котором говорит, например Р.Г. Апресян. Но также, это выражение и того, о чем я когда-то помыслила: там, где обесценивается мотив самоограничения, там начинает играть незаменимую роль внешнее регулирование через кодификацию (и даже манипулирование через мифологемы, идеологемы).
************************************
В связи с проявлениями рессентимента в современной цивилизации. Мне показалось, что у М. Фуко в
«История сексуальности. Воля к знанию» показано, как рождался новый европейский телоцентризм (который и лежит в основе современной культуры): рессентиментное чувство буржуазии доказать свою «высоту» по сравнению с дворянством из принципиальной невозможности быть равными. Так он пишет: «…поскольку и дворянская аристократия тоже утверждала особость своего тела, но это было утверждение по крови, т.е. по древности родословной и по достоинству супружеских союзов; буржуазия же, дабы снабдить себя телом, напротив, посмотрела с точки зрения потомства и здоровья своего организма. «Кровью» буржуазии стал ее секс… генеалогическая забота превратилась в озабоченность наследственностью …из первоначальных форм классового сознания является утверждение тела; по крайней мере, именно так обстояло дело с буржуазией в XVIII веке: она конвертировала голубую кровь дворян в хорошо себя чувствующий организм и в здоровую сексуальность». (С. 229-231)
*************************************
Проблематизировать - это значит найти ответы на вопросы: как, почему и в каких формах нечто существует (не возникает, а именно существует) вот-в-этих-вот-условиях? Как - в каких спорных вопросах нечто дает о себе знать как о проблеме; почему - социо-культурный контекст, практики; в каких формах - варианты решений (система ценностей и аргументов) и технологии (рекомендация или категоричное навязывание, оценивание или диагноз) предложения этих решений. Проблематизировать - это значит находить смысловые пучки вокруг которых разворачивается дискурс по поиску истины / смысла.
(Хотя, иногда, коннотация проблематизации может быть увидена так: увидеть проблему там, где её нет, увидеть, придумать и навязать как форму манипуляции. Можно увидеть аналогию с понятием «драматизировать», когда подчеркивается драматичности обстоятельств в реальном отсутствие этой драмы).
************************************
Функционировать и быть функцией - не одно и тоже: функционирует субъект (автор), сама функция бессубъектна. "Смерть автора", так как существует первостепенность истины, а не смысла. Философия должна не истину искать, а обнаруживать смыслы, смысловые точки: истина бессубъектна, смысл всегда индивидуален.
*********************************
И все-таки, таким образом видеть мир - как проявление воли к власти, или властного воления - это проявление мужского взгляда на действительность. Самоутверждающееся начало тяготеет в персперктиве к тому, чтобы мир воспринимать как функцию себя; и если кто-то еще в мире желает самоутверждаться - пусть, но как часть моего механизма (это подобие того, как Бог в протестантизме был выведен за рамки мира, но само сущестование мира воспринимается как функционирование, разворачивание божественного замысла). Так что развитие европейского цивилизации, как цивилизации победившего мужского начала (
см. Р. Джонсон "Мы"), рано или поздно должно было в своих проявлениях на уровне властных структур превратиться в самодостаточный симулякр, который уже не нуждается в авторе.