нарциссизм и эгоцентризм (очень черново)

Sep 25, 2012 22:45


nbsp;                        Как Бог един в трех лицах, так дьявол рассредоточен в их множестве.
                                                                                                                          моё

У Плотина, Бог есть любовь к самому себе, к себе-в-другом,
                          что есть тот же аутизм аристотелевского Бога, но более совершенный. 
                          Бог христиан есть любовь к другим-в-себе.
                                                                                                           Андреа Милано

...мы влюбляемся в себя, но этот образ дан извне.
                                                      и каждый раз собираем себя из других и
                                                      каждый раз отражаемся в других. Я - это Другой (А. Рембо).
                                                                                                                              В.Мазин
                                                                                                (со слов Иры Абдрашитовой)


Инфантильный нарциссизм является результатом интериоризации отношения других, это - любование своим образом, возникшим в глазах других. В своем естественном виде инфантильный нарциссизм возникает у детей; у всех, в ком он присутствует, он питает самую простую форму эгоцентризма: здесь, другие переживаются в качестве чуть ли не источников существования "Я" человека ("Я - это другие"), и потому - эти другие воспринимаются в качестве средств для чувствования себя самим собой, для самоутверждения. В этом типе эгоцентризма Я есть центр и цель, ради которых существует всё и все остальные.

Другая форма нарциссизма является не источником эгоцентризма, а наоборот: возникновение высокого эгоцентризма может порождать и иной - может, даже и тоже высокий - нарциссизм. Последний, отсюда, является не итогом интериоризации своего-образа-в-других, а - одной из форм выражения высокого эгоцентризма. Высокий эгоцентризм есть переживание себя центром, самоцелью, но не целью для других, это когда существование Я понимается как необходимое условие существование других, когда само Я расширяется и включает в себя других. Здесь и возникает возможность нарциссизма, когда другие  - это Я, когда любовь к другим - это любовь к другим-в-себе, а любование сопрягается с любовностью. Здесь, не я собираю себя через/в других, но другие собирают себя, в том числе, через меня или во мне ("во мне" в религиозном сознании соответствует статусу Бога).

Переход от первого ко второму возможен только в ситуации переживания самоценности, уникальности и самобытности самого себя - достижение состояния бытия самим собой. Стремление же быть не как все - это показатель отчужденности от себя, ибо здесь всё ещё именно другие являются источником движения к себе (только движения, причем, еще не факт, что конечный пункт "Я тот кто есть" будет достигнут), а не я сам удостоверяю факт собственного присутствия. Этот переход возможен в процессе вхождения в пространство любви, истекающей из себя самого в отношении других, и в творческой самореализации.

***

К метафизике сатаны (просто гипотеза) в авраамических религиях. Отпадение от Бога - это потеря возможности падшим ангелом собирать себя в Нём. Сатана оказался рассредоточенным, отныне именно этой самой рассредоточенностью-в-других он пытается собрать себя через те крупицы божественного, что есть в отдельных людях.

Бог без других не исчезнет, а дьявол - да. Форма существования высокого эгоцентризма Бога ли, человека ли - любовь (агапа в сопряжении с эросом) и совестливость, банального эгоцентризма дьявола или человека - подчинение воли другого, вожделение без любви, страх и внушаемое извне чувство вины. Цель первого - сотворчество и освобождение человека, цель второго - подчинение, управление и использование других.

Творчество и любовь - то, что сосредотачивает, собирает само по себе, то, что дает глубину и объем ; они - центростремительны. Без них и вне их - распыление, бегство от себя же и потеря себя, скольжение по поверхности, усиление центробежности. 

эгоцентризм, Лакан, нарциссизм

Previous post Next post
Up