Маргарита: Иоганн Вольфгант Гёте и Михаил Афанасьевич Булгаков

Dec 03, 2024 11:01

Вспомнилась моя запись после просмотра фильма "Мастер и Маргарита", вышедшего на экраны в 2024 году.



В апреле этого года встреча с фильмом вызвала во мне вопрос. В сцене на балу у Сатаны, наблюдая за поведением Маргариты (что-то было в этой замечательной игре Юлии Снигирь в одеянии то ли Хатхор, то ли Астарты, то ли Артемиды), я впервые за долгий свой роман с этим текстом Михаила Афанасьевича задалась вопросом: почему Маргариту тронула именно история Фриды? Почему бездетная Маргарита оказалась не-защищённой от просьбы матери, убившей своё дитя?

Тогда я дала такой ответ. Думается, что вторжение предельно иного (ведь здесь идея женственности в образе Маргариты, у которой нет своих детей, встретилась с идеей материнства в его самом страдающем виде) всегда травматично до такой степени, что без опыта собственной трансформации не обойтись... Что и делает Маргарита,  исполняя просьбу Фриды: открытость, иницирование иного опыта в себе делает её цельной. Наверное, сама жертвенная позиция Маргариты на балу, актуализировала в ней жертвенную специфику материнской любви, и она стала способной через Фриду обрести в себе материнскую часть женской души...

А ныне я со студентами разбирала "Фауста" Гёте. И вдруг, по ходу обсуждения, меня пронзило следующее понимание.  Булгаковская Фрида является этаким отсылом к образу Маргариты (Гретхен) из трагедии Гёте: они обе убили своих новорождённых детей. Только в "Фаусте" Гретхен искренно раскаялась в убийстве дочери при жизни и прощена, оказавшись в раю. А Фрида... Видимо, она не успела раскаяться, да и на суде она более оправдывалась тем, что ей нечем было кормить сына. И вот Фрида - в Аду: страдает от того, что ей ежедневно подают платок, которым она удушила его.

(Примечательно, что Гретхен убивает дочь (а до этого, пусть и нечаянно, - мать), а Фрида - сына... Убийство дочери - это предательство Анимы/женственности в себе, но Гретхен раскаялась. Убийство сына - это предательство Анимуса как итог обиды на конкретного мужчину. Отсутствие раскаяния Фриды оставило её душу в расщеплённом состоянии)

Так, в образе Фриды булгаковская Маргарита встречается с теневой версией гётевской Маргариты... А как ни тень она могла встретить на балу в Царстве этих самых теней? Но Фрида - раскаявшаяся тень. Тень, тоскующая по цельности, жаждущая своей трансформации. И Маргарита говорит "Тебя прощают"... Но кто же прощает? По чьему же ведомству проходит прощение Фриды? По ведомству королевы, причастной всей цельности мироздания. По сути, её прощает Маргарита по королевскому праву женственности, для которой гармония (идея красоты) и любовь важнее всего. Прощая Фриду, её страдающее материнство, Маргарита прощает своё не-материнство, переживая собственную цельность...

Пока так. Вот уж действительно, великие тексты - бездонны в разнообразии и многочисленности их интерпретаций...

Остальное из моего по "Мастеру и Маргарите" смотрите по тегам.

Фауст, Маргарита, Мастер и Маргарита, Гёте, Булгаков

Previous post Next post
Up