Психология нарциссизма. Часть 1

Feb 13, 2016 22:25

Случайно на глаза мне попалась книга Е. Т. Соколовой, Е. П. Чечельницкой  «Психология нарциссизма»
В ней собраны наиболее известные взгляды и идеи в отношении понятия нарциссизм, поднимается ряд вопросов и описываются наиболее известные тенденции в направлении лечения нарциссического расстройства личности (что в последнее время встречается не так уж и редко, в общем-то подтверждая взгляд на XXI век как на Век Нарциссизма). Частично цитирую, книга полностью есть в сети.
Термин «нарциссизм» стал настолько всеобъемлющим в «век нарциссизма» и при этом его содержание остается настолько размытым и противоречивым, что даже предлагается вообще отказаться от его употребления в психоаналитическом языке.
Под нарциссизмом понимаются одновременно сексуальная перверзия и самоуважение, помещение либидозной энергии в селф и тип межличностных отношений, стадия развития и клинический синдром. В связи с нарциссизмом дискутируется целый ряд вопросов. Подразумевается ли под ним чувство превосходства или неполноценности? Самовосхищение или самоненависть? Соотносится ли нарциссизм с переживанием пустоты или «раздутости»? Это нормальное, здоровое или патологическое состояние?

В рамках данной работы обсуждаются, главным образом, проблемы патологического нарциссизма, рассматриваемого клиницистами как нарциссическое расстройство личности. Психологические аспекты изучения патологического нарциссизма связаны с особенностями самосознания и самоидентичности, а также принципами психотерапии, которой отводится решающая роль в вопросах адаптации таких «трудных» для самих себя и окружающих личностей. В работе представлены психодинамически-ориентированные подходы к пониманию патологического нарциссизма. За рамками рассмотрения остаются наиболее общие экзистенциальные представления о нарциссическом субъекте постмодернистского общества, частные гештальтистские размышления о влиянии «эготизма» на прохождение «цикла опыта» и концептуализации о слиянии души и фальшивой «персоны», предлагаемые юнгианцами.

Базовые представления о нарциссизме
Термин «нарциссизм» З. Фрейд стал употреблять с 1905 года вслед за П. Неке и Х. Эллисом, использующих его при описании особого вида сексуальной перверзии.

В «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) Фрейд считает «нарциссизмом» гомосексуальный выбор объекта, базирующийся на отношении любящей матери к Я. Нарциссизм рассматривается как сексуальная перверзия. В «Случае Шребера» (1911) нарциссизм начинает пониматься как особая стадия психосексуального развития, промежуточная между автоэротизмом и объектной любовью. На стадии нарциссизма, в отличие от автоэротизма, объектом любви уже становится Я как целое (как единый образ тела). Позднее, в «Я и Оно» (1923) различия между автоэротизмом и нарциссизмом не будут приниматься во внимание. В «Тотеме и Табу» (1912) представлена та же точка зрения, что и в «Случае Шребера»; утверждается, что на этой стадии развития ребенку свойственна вера во всевластие мыслей.
В 1914 году Фрейд посвящает нарциссизму отдельное исследование. В работе «О нарциссизме» новым, по сравнению с представлением о перверзии, является понимание нарциссизма как «либидозного вложения в Я». С опорой на принцип сохранения либидозной энергии постулируется равновесие между Я-либидо и объектным либидо: чем больше поглощает одно, тем сильнее истощается другое. Концентрация либидо на Я становится патогенной в случаях парафрении с бредом величия и ипохондрии.

Нарциссизм представляется либидозным дополнением к эгоизму инстинкта самосохранения: сильный эгоизм защищает от болезни, но, в конце концов необходимо начать любить, чтобы не болеть.
Выделяются два типа любви: с анаклитическим выбором объекта, когда любишь «вскармливающую женщину» или «защищающего мужчину», и с нарциссическим выбором объекта. Последний уже не трактуется как гомосексуальный, а понимается в более широком смысле: любишь то, что сам из себя представляешь, или то, чем прежде был, или то, чем хотел бы быть, или человека, который был частью тебя самого (нарциссическая любовь матери к ребенку).

Нарциссическая любовь нестабильна. Любые разочарования в совершенстве объекта любви (объекта идеализации) подвергают ее опасности, и привязанность сменяется нарциссизмом. Подчеркивается амбивалентность отношения к объекту, выбранному на нарциссической основе. В работе «Печаль и меланхолия» (1917) Фрейд объясняет меланхолию (в современном понимании - эндогенную депрессию) обращением ненависти на Я, которое идентифицировалось с объектом. Вслед за О. Ранком, Фрейд видит в замене любви к объекту идентификацией с объектом «значительный механизм в нарциссических заболеваниях».

Нарциссическое заболевание, или «нарциссический невроз», в современном понимании есть психотическое заболевание. Фрейд считал, что психотическая патология представляет собой, по крайней мере частично, возврат к очень раннему уровню функционирования психики, когда способность относиться к окружающим и любить их, отделяя от собственной личности, еще не развилась. Он утверждал, что при «нарциссическом неврозе» больной не способен к развитию перенесения, и поэтому психоаналитическое лечение невозможно. Как уже отмечалось, Фрейд, развивая свои представления о нарциссизме, принимал во внимание идеи К. Абрахама и О. Ранка.

В 1919 году в работе «Особая форма невротического сопротивления аналитическому методу» («A particular form of neurotic resistance against the psychoanalytic method») К. Абрахам впервые описал нарциссическую форму сопротивления, когда пациент идентифицируется с врачом, и ведет себя как супераналитик. Таким образом, он избегает сближения с врачом и зависимости от него.
О. Ранк исследовал природу женского нарциссического тщеславия («Ein Beitrag zum Narzissmus» / «К вопросу о нарциссизме», 1911). Оно понималось им двояко: и как нормальная, естественная любовь женщины к своему телу (эту точку зрения разделял и Фрейд в упоминаемой ранее работе «О нарциссизме»), и как защита от «плохости мужчин», настолько неспособных к любви и пониманию красоты и ценности женщины, что она вынуждена возвратиться к нарциссическому состоянию самолюбви. Уже в 1913 году Э. Джонс в работе «Комплекс Бога» («The God complex») соотносил самообожествление с нарциссизмом. О. Ранк позднее («Will Therapy» / «Терапия воли», 1945) предложил динамическое объяснение тщеславия, самовосхищения и самовосхваления через самообожествление индивидуальной воли. Концепт творящего, всемогущего, всезнающего Бога интерпретируется им как проективная персонификация индивидуальной воли. Воля становится самообожествляющей тенденцией, с самонадеянным желанием быть не только как Бог, но самим Богом. Происходит самовольная переоценка Я таким образом, что понятия возраста, болезни и смерти перестают иметь отношение к Я.

Если в классическом психоанализе нарциссизм ассоциируется с самовлюбленностью, то неофрейдистами он понимается в первую очередь как самоненависть и самодеструктивность.
 К. Хорни систематизировала свои представления о нарциссизме и нарциссической личности к 1950 году («Neurosis and Human Growth» / «Неврозы и личностный рост»). Нарциссизм рассматривается как одно из направлений процесса патологического развития, как защита от тревожности через идентификацию с воображаемым «идеальным Я». «Реальное Я», средоточие сущностного конструктивного личностного потенциала, борется за выживание с таким безжалостным и неумолимым противником, как «идеальное Я». Невозможность самореализации ведет к деструкции индивидуальности. Автор считает, что нарцисс, любящий фантазийный идеальный образ, не способен к истинной заботе о себе.

В. Джоффе и Дж. Сэндлер (Joffe W., Sandier J., 1967) отвергли определение нарциссизма как либидозного вложения в Я или незрелого выбора объекта. Они связали понятие нарциссизма с самоуважением. В отличие от экономического тезиса, они утверждают, что личность с высоким самоуважением также уважает других, с низким - более заинтересована в себе.

Первичный и вторичный нарциссизм
Под первичным нарциссизмом большинством авторов понимается состояние новорожденного, не различающего себя и внешние объекты. Либидо полностью обращено на самого ребенка. Он ощущает себя всемогущим, поскольку все его потребности удовлетворяются как само собой разумеющееся. Считается, что младенец обладает «океаническим чувством». В последующей жизни перед лицом серьезных стрессов индивид испытывает соблазн возвратиться к первоначальному идиллическому чувству безопасности. Клинической иллюстрацией этому служит кататоническая шизофрения.

Фрейд понимает вторичный нарциссизм как процесс изъятия либидо из объектных нагрузок и обращения его вновь на Я. Нарцисс больше не желает одаривать объекты в своем окружении и сжимается, сосредотачиваясь на восстановлении нарушенного самоуважения. В работе «О нарциссизме» Фрейд пытается обосновать концепцию первичного нарциссизма дедуктивным методом, исходя из наблюдений за родителями новорожденного: родительская любовь к «Его Величеству ребенку» есть возобновление нарциссизма. Судя по текстам 1910-1915 гг., фаза первичного нарциссизма располагается между первичным автоэротизмом и объектной любовью и возникает одновременно с Я как первой формой единства субъекта. При таком понимании Фрейдом первичного нарциссизма, он соотносим со «стадией зеркала» по Ж.Лакану.

Позднее, при разработке второй топики, не проводится различий между автоэротизмом и первичным нарциссизмом, который считается самым первым этапом жизни, предшествующим возникновению Я и строящимся по образцу внутриутробной жизни. В «Я и Оно» (1923) источником первичного нарциссизма понимается Ид. Через несколько лет взгляды исследователя изменились, и первичный нарциссизм был вновь отнесен к Эго.
Ф. Гринейкр (Greenacre P., 1945) связывает концепцию «первичного нарциссизма» с введенным ею понятием «первичной тревоги»: увеличение тревоги вызывает нарастание нарциссизма, избыток нарциссизма развивается отчасти в качестве попытки преодолеть повышение тревоги. Крик новорожденного выражает тревогу и служит сохранению «могущества» посредством призыва родителей на помощь. Первичный нарциссизм, по мнению автора, несет в себе начала активного психического влечения, основанного на биологической потребности выживания. В периоды психических стрессов, таких, как травма или депривация, происходит наращивание нарциссизма, описываемого как либидозный заряд побуждения, направленный на атаку или защиту.
Э. Джекобсон (Jacobson E., 1964) предлагает использовать термин «первичный нарциссизм» для описания недифференцированной (на субъект и внешний мир) стадии развития первичного «психофизиологического Я», когда ощущается только нарастание и уменьшение напряжения. На стадии «первичного нарциссизма» ребенком не осознается ничего, кроме собственного опыта фрустраций и удовлетворения. Понятие «вторичный нарциссизм» относится к стадии начала формирования Эго, когда переживаются различия между либидо и агрессией, при том, что еще смешаны Я-образы и объектные образы.
М. Малер (Mahler M., 1969) предложила различать две субфазы фазы первичного нарциссизма. Первая субфаза относится к первым неделям жизни. Это стадия «абсолютного нарциссизма», или «нормального аутизма». На этой стадии мать не осознается даже в качестве частичного отдельного объекта. Вторая субфаза, или «нормальная стадия симбиоза», может продолжаться до трех месяцев жизни. На этой стадии первичный нарциссизм превалирует, но уже не является абсолютным. Уже осознается, что удовлетворение исходит от удовлетворяющего потребность частичного объекта (груди). Это осознание происходит с «орбиты» всемогущего симбиотического двойного единства с матерью, к которой обращено либидо. Если Ш. Ференци называл «первичный нарциссизм» стадией абсолютного, или безусловного, галлюцинаторного всемогущества, то М. Малер, перефразируя данного автора, называет вторую субфазу первичного нарциссизма «условным галлюцинаторным всемогуществом». С 3-го до 4-го месяцев жизни первичный нарциссизм модифицируется, тело становится объектом вторичного нарциссизма, материнской заботы. Внешний объект (мать) становится объектом идентификации. Нарциссизм на пике с 10-го-12-го по 16-ый-18-ый месяцы, когда происходит нарциссическое вложение в тело и его функции (вторая под-фаза процесса индивидуации: «практика»).
Является ли первичный нарциссизм состоянием, предшествующим дифференциации на «субъект» и «внешний мир»? Ряд авторов полагают, что объектное отношение, или «первичная объектная любовь» (Balint Л/., 1960), существует уже у младенца, что заставляет считать мифом само понятие «первичного нарциссизма» как первой безобъектной стадии жизни во внеутробном состоянии. По М. Кляйн (Klein M. et al., 1952), объектные отношения существуют изначально и потому говорить о нарциссической стадии неправомерно; существуют лишь особые «нарциссические состояния», связанные с обращением либидо на интериоризированные объекты. То, что младенец с самого рождения способен дифференцировать себя от матери, вслед за М. Кляйн полагает Х. Сегал, а также В.Р.Д. Фэрберн.
Э. Джекобсон, М. Малер, Д. Винникотт и О. Кернберг полагают, что инициальная стадия недифференциации существует. О. Кернберг считает этот кажущийся абстрактным вопрос о существовании инициальной стадии критическим при формулировании современной метапсихологии нарциссизма. Этот вопрос касается того, выражена ли на этой стадии «чисто нарциссическая всемогущая Я-репрезентация» или «недифференцированная Я-объект репрезентация»(Kernberg O.F., 1984).

Нарциссизм и характер: классическая и современная точки зрения
Наибольшее распространение получила точка зрения О.Феничела, который в работе «Психоаналитическая теория неврозов» («The psychoanalytic theory of neurosis», 1945) связывает нарциссизм с уретральным характером, отличительными чертами которого являются амбициозность и состязательность как защита от стыда за энурез.
Г. Шоэнволф (Schoenwolf G., 1997) недавно предложил концепцию анально-нарциссического характера, связанного со стыдом за энкопрез. Такой стыд видится более глубоким по своей сути, поэтому реактивно возникают не только амбициозность, но и компенсаторная грандиозность и презрение к другим. Исследователь полагает, что наиболее близок к пониманию анально-нарциссической структуры характера (при этом не называя ее таким образом) был Х. Кохут (Kohut H., 1979) в описании «случая мистера Z». З. Фрейд связывал анальный нарциссизм с анально-удерживающим характером. А. Грин-штейн полагал, что анальный нарциссизм представляет собой регрессию с фаллического нарциссизма, подчеркивая страх кастрации. Л. Шенголд описал анально-нарциссическую защиту как идеализацию, символизирующую возвращение к самопоглощенному сверхоцениванию содержания нашего собственного сада Эдема в раннем детстве. Важной частью анально-нарциссической защиты является контроль сфинктера. Анально-нарциссическая защита репрезентирует телесное «нет». Закрытый сфинктер формирует установку обесценивания.

Шоэнволф выделяет анально-нарциссический характер как один из трех видов анального характера. Он связывает презрительность анально-нарциссической личности не только со стыдом, но также с садизмом отца и мазохизмом матери. Мать мазохистически позволяет своему сыну испражняться на нее, буквально и фигурально. Такое безусловное принятие со стороны матери ведет к чувству грандиозности - чувству, что его экскременты не пахнут, даже когда он исторгает их на других. Такая установка находится в конфликте с реальностью стыда перед отцом и другими. Анальный нарциссизм представляет собой фиксацию на анально-эротической (анально-изгоняющей, или анально-садистской) стадии. Сексуальность анально-нарциссических личностей несет в себе элемент садизма.

Будучи унижаемыми и травмированными детьми, они строят отношения, в том числе сексуальные, как защиту от унижения. Они видят унижение где бы то ни было и защищаются от него «словесным поносом» - вербальным эквивалентом дефекации. Их агрессивные действия садистические и мазохистические одновременно; они обычно успешны в нанесении раны другим, но также продуцируют напряжение и провоцируют контрдействия, что заставляет их усиливать постоянную бдительность. Целью компульсивного повторения является уничтожение детской травмы. Анально-нарциссические личности активно агрессивны в большей степени, чем пассивно агрессивны, за счет идентификации с отцом. В детстве они формируют грандиозные идеи о ценности фекалий, как эквиваленте денег, с одной стороны, и мощном смертельном оружии - с другой.
Так как матери их баловали, а отцы наказывали, у них сформировались две различные установки: установка на «особые права», когда все действия должны приветствоваться окружающими как подарок (как приветствовались матерью), и садистская установка в отношении всех, кто встанет на пути. В трансфере анально-нарциссические личности демонстрируют бойцовскую установку, повторяя мучительные отношения с родителями. По механизму проективной идентификации аналитик выступает в качестве контейнера для садизма пациента. Анально-нарциссических личностей трудно лечить, они скрывают информацию о детском энкопрезе и вытесняют любые чувства, кроме идеализации матери. Воспоминания опасны как чувством стыда, так и угрозой грандиозности Я, с которым они почти полностью идентифицируются.

(продолжение)

ликбез, невроз, нарциссизм, психотерапия, психоанализ, депрессия, пограничное расстройство, человеческое, мир вокруг, развитие, травма, цитаты, психология, дефицит, лекции, детство

Previous post Next post
Up