В 1914 году Шаляпин дважды (в феврале и в марте) гостил в «Пенатах». Репин писал его портрет.
Друг и сосед Репина по Куоккале Корней Чуковский узнал о приезде Шаляпина от самого художника и в тот же день записал: «Он (Шаляпин. - Е. Л.) на лиловой бумаге написал… из Рауха письмо. „Приехал бы в понедельник или вторник - может быть пораскинете по полотну красочками“».
Илья Репин и Федор Шаляпин в парке Пенатов, 1914 год
Текст известного телеграфного ответа Репина сохранился в архиве Чуковского: «Пасхально ликуем готовы дом мастерская краски художник понедельник вторник среду. Не сон ли. Репин» [160].«…Вчера в 12 ч. дня, - продолжает запись Чуковский, - приехал Шаляпин, с собачкой и с китайцем Васильем. Илья Ефимович взял огромный холст - и пишет его в лежачем виде. Смотрит на него Репин, как кошка на сало: умиленно, влюбленно. А он на Репина - как на добренького старикашку, целует его в лоб, гладит по головке, говорит ему баиньки…Показывал рисунок своего сына с надписью Б. Ш., т. е. Борис Шаляпин. И смотрел восторженно, как на сцене. Илья Ефимович надел пенсне: браво! браво!..…воскресенье. Утром зашел к Илье Ефимовичу - попросить, чтобы Вася отвез меня на станцию. Он повел показывать портрет Шаляпина. Очень мажорная, страстная колоссальная вещь. Я так и крикнул: А!
- Когда Вы успели за три дня это сделать?
- А я всего его написал по памяти: потом с натуры только проверил».
И. Е. Репин в Пенатах пишет портрет Федора Шаляпина, 1914
В 1917 году Корней Иванович ненадолго приехал в Куоккалу, навестил Репина, и тот показал ему свои новые картины: «… он вытащил несуразную голую женщину, с освещенным животом и закрытым сверху туловищем. У нее странная рука - и у руки Собачка. Ах, да ведь это шаляпинская собачка! - воскликнул я. - Да, да… это был портрет Шаляпина… Не удавался… Я вертел и так и сяк… И вот сделал женщину. Надо проверить по натуре. Пуп велик.
- Ай, ай! Илья Ефимович! Вы замазали дивный автопортрет, который сбоку делали на этом же холсте!! - Да, да, долой его - и как вы его увидали !Шаляпин, переделанный в женщину, огромный холст - поверхность которого испещрена прежними густыми мазками. Про женщину я не сказал ничего…». Надо заметить, судьба этого удачно начатого портрета характерна для многих поздних работ Репина.
* * *
Кушетка, стоявшая в мастерской Репина в «Пенатах», на которой сидел Шаляпин, позируя Репину для портрета, была названа «кушеткой Шаляпина».
Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин и В.И.Репина в мастерской художника в Пенатах, 1914
* * *
В «Чукоккале» сохранился портрет Репина, выполненный... Шаляпиным. Этот рисунок изображает Репина, который из Финляндии с тоской глядит на Петроград. Впоследствии Шаляпин почему-то приписал на этом рисунке: «Депутат (бывший) Ф.Ш. 1919».
Ф. Шаляпин. Репин, с тоской глядящий из Финляндии на Петроград. Рисунок из "Чукоккалы"
* * *
Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка».
Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно, и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Совершенно подавленный я ушел из галереи. Какая силища, какая мощь! Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства, им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Вскоре я лично познакомился с этим огромным художником и с радостью убедился, что Репин и не мог написать никакого владыку-тирана - иначе, как с человеческой душой, потому что сам он, этот дорогой нам всем маэстро, человек огромной души и сердца, полного любви к людям. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, № 29, с. 574).
ИСТОЧНИК: К. Чуковский "Репин" www.shalyapin-museum.org Click to view
Единственный русский фильм с участием Фёдора Ивановича Шаляпина (1873-1938). Первые роли в кино Фёдора Шаляпина и Михаила Жарова.
Царь Иван Васильевич Грозный
Другое название: Дочь Пскова / Псковитянка
Режиссер: Александр Иванов-Гай
Оператор: Альфонс Винклер
Художник: Владимир Егоров
Производство: Т-ВО «ШАРЕЗ» (Шаляпин-Резников), 1915 год.
В ролях: Фёдор Шаляпин, Волк-Крачковская, Николай Салтыков, Глафира Чернова, Е. Корсак, Борис Сушкевич, Ричард Болеславский, Михаил Жаров, Владимир Болтин, Владимир Карин