(no subject)

Nov 24, 2012 04:18

Второй свиток "Камня грома" закончен! Осталось ещё немного.
Повесть рассказывает о землетрясении 1662 года в Киото и окрестностях.

Из текста ниже будет ясно, почему я недавно спрашивал о религии.
(Ошибки и опечатки замечайте и пишите, исправлю).

Я взялся за эту книгу потому, что она описывает землетрясение с точки зрения человека весьма учёного по тем временам, и нашлось место для внутреннего диалога с человеком, жившим 300 лет назад.

8. О слухах в столице

Во время этого землетрясения в Кагураока в Ёсида, в деревне Окадзаки и в прочих местах не то, чтобы не трясло, но и не то, чтоб сильно. Да и в Тоёкуни ― не то, чтоб совсем ничего не было, просто трясло несильно, и, хоть немного и попортило, но не разрушило постройки. Если считать то, что постройки уцелели, за чудо, то придётся считать, будто бы пострадавшие святилища лишены присутствия божественного духа. В земле Цу ворота-тории святилища Сумиёси распались на двадцать пять частей, и в святилище Гион каменные тории упали и разбились [1]. Что же, неужели и в Великих храмах нет божественного духа, что они тоже пострадали? Бывает, что из-за качества земли в одном и том же месте здесь трясёт сильно, а там трясёт слабо, и ничего странного тут нет.

В столице ходили разные слухи. Прошлой весной, когда Луна и Солнце покраснели, как киноварь [2], и когда в четвёртой луне посреди двадцать седьмого дня четвёртой луны свет Луны, Солнца и звёзд был виден в одночасье. Кто-то говорил: «Это от избытка инь и недостатка ян, тут ничего не поделать!» ― и в конце концов случилось это великое землетрясение, но на протяжении нескольких лун продолжало трясти. Бывало, один раз в два-три дня, а то и два-три раза в четыре-пять дней, и так до сих пор.

Один слепой, живущий возле Второго проспекта, предсказывал судьбу по голосам людей. Предсказывал он хорошо, и потому его часто спрашивали о землетрясениях, и он говорил: «В такой-то день случится несчастье, будет большое землетрясение!» ― но так ни разу не угадал, всё время промахивался. Оно и хорошо, что предсказания этого слепого не сбывались, но знатные господа так превозносили его: «Он предсказал то, он предсказал это!» ― какое недомыслие! В «Повести о доме Тайра» говорится о слепом предсказателе. Только там нет такого, чтоб его расхваливали власть имущие. Вероятно, подобно Ли Чжу [3], предсказатели видят конец света, а нынешнее время они увидеть не в силах.

Весной прошлого года на востоке появилась странная звезда, она была видна каждое утро. «Это Кобисэй ― Звезда Тигриный хвост! Её появление сулит несчастья Поднебесной!» ― говорили одни с умным видом, и тогда кто-то сказал: «Нынче, в год Тигра, из земли Овари, название которой начинается со знака «хвост», в столицу придёт некто Хосино ― Звёздное поле, и на праздниках в пятой луне пустит множество стрел, и будет признан лучшим лучником Поднебесной ― не иначе, об этом говорит появление звезды Тигриный хвост!» ― так оно и вышло [4].

Разошёлся слух: «В шестнадцатый день объявится огромный монах, будет бегать по всей столице. Кто его повстречает ― не избежит беды!», и ещё говорили: «Это ― предсказание божества!» Люди недалёкие пугались: «Страх-то какой!», а кто поумнее, говорили: «Да что вы, это наверняка распустили воры ― собираются поджечь дома в городе, воспользоваться суматохой и пограбить! Будем осторожны!» А в тот день лекарь-шарлатан, живший на Седьмом проспекте, в месте, называемом Кавара-Танака, что на восточной стороне столицы, затеял драку, и совершенно голый бегал средь белого дня по столице, ввергая людей в стыд. Тех, кто с ним тогда повстречался, он избивал, и так их постигла беда. «А ведь таки сбылось предсказание!» ― потешались люди, но, вместе с тем, удивительно, что так случилось.

Говорили: «Оттого, что сотряслись горы с четырёх сторон, и засыпало норы барсуков, волков, лис и зайцев, и негде им жить, станут собираться туда, где живут люди, придут в столицу и будут нападать на людей!» ― вот это, я думаю, было похоже на правду.

Ещё один человек рассказывал: «На рассвете первого дня пятой луны главное святилище Ивасимидзу-Хатимангу стонало и двигалось, а божьи кони разом заржали, и эти кони исчезли неведомо куда. А на пятый день к вечеру эти самые божьи кони, взмыленные, оказались привязаны на своих местах в конюшне! Непонятно, что же с ними произошло. Жрецы и служители были очень напуганы!»

Ещё один человек рассказывал: «Святилище светлого бога Касима, что в земле Хитати, стонало и двигалось, божьи кони исчезли без следа, и тоже в пятый день к вечеру с кровоточащими спинами и в мыле оказались на месте. Жрецы и служки говорят: “Нынешнее землетрясение ― проявление битвы богов. Должно быть, жестоко они сражались, но победили, раз кони вернулись назад!”».

В такие времена ходят разнообразные слухи о невиданных и неслыханных вещах -- обычное дело для людей в этом мире, и люди умные их не слушают, а вот неразумные женщины и дети, услышав такое, так трясутся с перепугу, как будто вот уже сейчас случилось что-то ужасное. Были и прочие слухи, от которых должна бы стынуть кровь. Так скажу:

«Страх какой» ― ужас какой!

Как я не люблю

Порождённые бедой

Слухи, что умы смущают

И средь знати, и в низах!

Абуна-абуна

Омоэба

Сукану наю но сата

Такаки иясики

Курусикарикэри

[1] См. св. 1 «7. О каменной пагоде в храме Киёмидзу…»

[2] Согласно хроникам того времени, с шестого дня третьей луны 1662 г. до двадцатого дня той же луны свет Луны и Солнца покраснел.

[3] Ли Чжу ― существо в китайской мифологии, способное увидеть острие иглы на расстоянии ста шагов. В данном контексте видна ирония над предсказателями, которые говорят об отдалённом будущем, но не могут предсказать ближайшие события.

[4] Весной проводились соревнования по стрельбе из лука в храме Сандзюсангэндо. Каждый, кто выпускал наибольшее количество стрел за всю историю стрельб, удостаивался звания «Первый в Японии (лучник)». В 1662 г. новый рекорд был установлен Хосино Кандзаэмоном из земли Овари.


Previous post Next post
Up