После того, как я написала недавний
постинг о духовном аутизме, я стала другими глазами смотреть на моего кота. Казалось бы, при чём тут кот? Но если вдуматься, а чем он отличается от ребёнка-аутиста? Кроме внешности и ощущения нами его нормальности - ничем.
Кот точно так же живёт своими телесными ощущениями и фетиширует на твёрдые предметы и подставленные расчёски, о которые самозабвенно трётся. Об отношениях аутистов с твёрдыми и мягкими предметами для получения чувственного удовольствия, тоже известно немало.
Аутисты при отсутствии эмоциональных связей с людьми имеют определённую чуткость на уровне всего поля взаимодействия и чувствуют направленное на них внимание. Так, один психолог рассказывал, что когда он наблюдал за мальчиком-аутистом, часами наматывающим по комнате круги, он порой из-за скуки ослаблял внимание, утекал куда-то своими мыслями, и мальчик, как бы чувствуя ослабление ментального присутствия психолога, менял траекторию хождения с круга на овал, чтобы активнее маячить в поле зрения психолога и вернуть его внимание. Как только внимание психолога было снова с ним, мальчик возвращался к прежней траектории круга. Причём всё это без какого-либо визуального контакта.
Кот делает то же самое. Кот знает, когда хозяин придёт домой, когда ещё хозяин за несколько минут от дома. Кот, даже отвернувшись, знает, когда у хозяина ослабевает бдительность над чем-то очень желаемым котом, что лежит на столе, и реагирует мгновенно. Кот понимает, когда все кухонные столы в его распоряжении и по ним можно ходить сколько угодно, а когда надо делать вид, что уважаешь правила хозяина и даже не думать прыгать на столы.
А ещё в моём конкретном случае, когда я медитирую и у меня по телу начинают идти фантомные ощущения, как при внетелесном выходе, то есть я готовлюсь временно утечь в иные духовные пространства, то если кот лежит со мной на кровати, он начинает ворочаться, трогать меня и "возвращать" меня в физическое тело, а если его на кровати нет, то он приходит и начинает по мне ходить с таким же эффектом. То есть кот чувствует духовное присутствие хозяина, его присутствие в духовном поле, в этом общем для них мире, пусть даже он за десятки километров на работе, и протестует против ухода хозяина в иные духовные реальности, даже если телом хозяин остаётся рядом. Это немного иной уровень, чем у аутистов, но принцип тот же.
Аутисты часто используют части тела заботящихся о них людей, чтобы ими выполнить какую-то функцию. Например, направляют руку мамы к ручке двери или крану, чтобы она открыла дверь или кран. То же самое делает кот, когда приводит хозяина к холодильнику или крану, или трогает его лапой, чтобы хозяин сделал что-то, что хочется коту. При этом кот уверен, что хозяин знает, что коту хочется. Хозяин - это опосредованная часть тела кота, которая инструментально манипулирует внешним миром для удовлетворения его, кота, физиологических потребностей. Но по непонятной для кота причине сигнал между сформулированным в его сознании желанием и его реализацией во внешнем мире не всегда проходит полностью. Магия манипуляции реальностью работает нестабильно.
Мой кот голосом или трогающими движениями лап по мебели часто зовёт меня прогуляться по квартире. Я так и не смогла понять смысл этой совместной прогулки для него, если, конечно, прогулка просто не значит банально прогулку, то есть совместное времяпровождение. Сигнал смысла до меня не доходит. Кот очевидно при этом хочет, чтобы что-то произошло с моей помощью, но мне всё не удаётся понять, что именно. Не раз я испытывала отчаяние, перебирая разные действия или предметы, пытаясь угадать, что он хочет. И похожее чувство отчаяния преследует всех психологов, работающих с детьми-аутистами, когда они пытаются пробиться сквозь их барьер и установить связь взаимного понимания.
Небольшая разница котов и аутистов - в использовании речи. Смыслы, которые кот и аутист вкладывают в голосовые послания, схожи и скорее похожи не на отдельные и несущие конкретный смысл слова, а на голосовое выражение какого-то состояния. Очень похоже на автомобильный гудок - звук один и тот же, а ритмом и длительностью можно им выражать разный набор смыслов без всякой азбуки Морза в зависимости от текущей погоды в душе водителя. И иногда они не могут быть правильно поняты окружающими, особенно если означают что-то специфическое, типа "Ух-ты, какая цаца пошла!" или "У тебя открыт багажник, дебил!" Коты - как автомобильные гудки. Их "мяу" - это то, что психологи у аутистов называют "голос как аутический объект", то есть звук, который аутист ставит между собой и внешним миром, чтобы показать внешней заботящейся о нём силе какое-то своё состояние или нужду, но, к сожалению, этот звук недостаточно модулирован под смысловые частоты этого мира. Сигнал не всегда доходит во всей полноте вложенных в него смыслов. Не могу не провести тут же параллели между людьми и богами, но это тема для отдельного постинга.
Отличие аутистов от котов - в более развитой артикуляции. Они создают видимость речи, копируя, как попугаи, слова окружающих людей и включая эти слова как объекты, лишённые смысла, в свои ритмические действия. С возрастом, правда, многие аутисты устанавливают некое подобие отношений с внешним миром, и обретают понятную для нас речь, так что с ними можно общаться как человек с человеком. Это качественно отличает их даже от самых умных котов. Всё-таки сказывается наличие человеческого мозга и бомбардирование их со всех сторон волнами человеческих энергий, которые стимулируют человеческие реакции.
Я долго думала, чему же у котов соответствует зацикленность аутистов на ритмах: ритмичные движения, качания, хождения по кругу, бесконечное повторение отдельных звуков, слов или фраз, обсессивное выстраивание предметов в стройные ряды, которые воплощают в себе визуальный ритм. Я решила уже, что это какой-то артефакт эволюции, не вписывающийся в теорию, пока мой кот не запрыгнул ко мне на стол и не замурчал. Мурчание как ощущение себя в комфорте и безопасности - это же ритм! Или мурчание как способ себя успокоить и уменьшить боль - это тоже ритм, который включается у аутистов в ситуации стресса. Экстериоризированное и, соответственно, фетишизированное мурчание у котов, аналогично служащее получению сенсорного удовольствия или обретению успокоения, - это их топтание на мягких предметах, прядание передними лапами или невротическое сосание колтунов.
Таким образом, внутренняя генерация ритмов у живого существа, будь то мурчание у котов или ритмы аутистов, похоже по функции на тренировку и наполнение энергией системы в момент покоя, и на калибровку в момент стресса и боли, то есть сбоя настроек.
По моим котам я также заметила, что они обожают ныкаться под ковры, одеяла и в любые другие места, являющиеся "укрытием", как бы становящиеся второй, защитной, "кожей" между ними и внешним миром. Причём нет необходимости в конкретной опасности. Просто само ощущение того, что тебя тесно облегает не пустота, а нечто осязаемое, даёт чувство бытия, стабилизирует в пространстве и успокаивает. Тут я уже не знаю, о ком конкретно я пишу, о котах или аутистах, потому что абсолютно такими же словами психологи описывают жизненную потребность в тактильном ощущении контакта с чем-нибудь у детей-аутистов, что помогает им формировать изначально отсутствующее чувство того, что у них где-то есть собственное тело. О них так же известно, что они любят залезать под ковры и одеяла.
Скорее всего, в тесном кожном контакте с внешними объектами, которые временно становятся оболочкой аутиста, есть источник большого сенсорного удовольствия. По крайней мере, мой кот, - в каком бы злом или возбуждённом игрой состоянии ни был, если его накрыть одеялом и снаружи чуть надавить, в меру крепко его таким завёрнутым обнять, чтобы его со всех сторон облегало и сжимало, - спустя несколько секунд начинает громко мурчать и даже подключает голос в тональности удовольствия, и вылезает из-под одеяла уже в самом радостном расположении духа.
Коты известны тем, что они очень территориальны. То есть для них привычная территория даже важнее хозяина. Переезд или временный выезд с привычного места для них представляют сильный стресс. Возможно, коты маппятся энергетически на поле территории, как мы привязываемся к материальному быту, и перевозить их - это как отдирать их от их внешнего тела. То же самое происходит у аутистов, которые обретают чувство безопасности только в привычном пространстве и обстановке.
Коты, если их территория ограничивается квартирой и хозяином, полностью зависимы от человека. С одной стороны, можно сказать, что они паразитируют на человеке. Человек тратит на котов финансовую энергию, эмоции, ограничен в своих передвижениях, не может надолго уехать, не может привести в гости друзей-аллергиков, не может без дополнительных манипуляций носить чёрную одежду. С другой стороны, мы сами их заводим и зачастую сами делаем их зависимыми, не пуская их на улицу, беспокоясь по малейшей причине и постоянно сюсюкаясь с ними.
Мой кот постоянно норовит выбежать во внешние двери. Я могу его контролировать, когда я дома, но если в моё отсутствие приходит консьерж что-то ремонтировать по моей просьбе, то у него нет рефлекса тут же закрыть дверь. Когда по всему дому на балконах меняли ограждение, мне пришлось взять отгул, чтобы контролировать перемещение кота между спальней и туалетом, т.к. балконная дверь в гостиной и входная дверь прихожей были постоянно открыты из-за ходящих туда-сюда рабочих, а в моём далёком прошлом уже был печальный опыт потери кота из-за оставленной открытой на минуту балконной двери. Когда приходит консьерж, то часто тоже оставляет входную дверь открытой, потому что у него в коридоре стоит его тележка с инструментами. Мне пришлось повесить на дверь табличку, призывающую консьержа всегда закрывать входную дверь.
И вот мне кажется, что табличка на двери, на которой написано "Консьерж! Держи дверь закрытой!", - это сжатый вокруг нераспустившихся цветочных лепестков тугой обруч чашелистиков. Своей гиперопекой кота я добавляю капельку энергии общемировой сущности аутизма.