Эпидемии с точки зрения научной и магической парадигмы

Apr 29, 2018 07:51

Ещё один момент, который зацепил меня в фильме " Узорный покров", - это научный и мистический подход к лечению болезни и управлению эпидемиями.

Напомню, что в фильме китайскую деревню в глуши накрывает эпидемией холеры. В то время единственное лечение, которое было доступно, если рядом есть британские врачи, это капельницы с физраствором. Но и к этому лечению не все имеют доступ, и часто люди умирают дома и даже на улицах. По обычаям тамошних китайцев, тело умершего сколько-то дней должно остаться в доме, чтобы душа попрощалась с семьёй и хозяйством, и затем его хоронят на берегу реки, чтобы душе легче было уплыть в их местную версию рая. Из этой же реки набирают воду на все хозяйственные нужды и даже не догадываются её кипятить. Еду, если это овощи и растения какие-нибудь, тоже употребляют сырой. С точки зрения западного врача - как они там все ещё не вымерли идеальные условия для эпидемий чего угодно.

Когда приезжают британцы и начинают не только делить ресурсы, торговать опиумом, но и помогать местным жителям, как в этом примере с врачом, то начинается конфликт. Благими намерениями вымощена дорога в ад, и местные жители твёрдо убеждены, что души их мёртвых не смогут нормально покинуть землю и непременно попадут в ад, если тела не будут лежать дома положенное количество дней и похоронены у реки. А британцы и про-британские власти в целях борьбы с эпидемией силой конфискуют тела сразу после сообщения о смерти и намереваются выкопать всех недавно умерших и закопать где-нибудь в другом месте, чтобы перестать отравлять воду. И это не считая закрытия всех местных колодцев и запрета брать воду в реке. В общем, не только кощунство, посягательство на самое святое, но и всяческое ущемление в правах на устоявшийся быт, пусть даже и соседи умирают от рвоты и поноса. Известные холерные бунты во многих странах - это попытки населения восстать против анти-эпидемических мер.

Параллельно в фильме местные буддисты-шаманы на горе проводят ночные камлания на избавление от духа болезни. Бесполезный шум, по мнению британцев. Приблизительно то же самое, что мы думаем, когда видим крестный ход православных после объявления об эпидемии ВИЧ в России.

В общем, с научной точки зрения мы полностью согласны с действиями и мнением британцев в той ситуации в Китае, а также присоединяемся к негодованию тех, кто считает крёстный ход полнейшей глупостью в борьбе с эпидемиями в России.

Однако есть мистическая точка зрения. После того, как я её продумала в отношении холеры в Китае, даже русский крёстный ход мне уже не кажется такой уж глупостью. Хотя со стороны всё равно выглядит глупо.

В мистической парадигме (она же духовная, она же шаманская) не оперируют никакими научными понятиями. Нет понятий вирусов, бактерий, эпидемий, физраствора, обеззараживания воды. Есть понятия того, что проживается в терминах принятой в данной местности мифологии. Рвота с поносом, которые передаются от человека к человеку и через местные воды, - это какой-нибудь водный дисбаланс, вызванный избытком стихии металла, либо слишком активным проявлением стихии огня для обеспечения повышенных потребностей стихии дерева. Типа слишком интенсивно возделывают землю, снимают по 3 урожая риса в год, земля истощена, ей нужно питание, ей нужны тела мёртвых. Огонь сжигает её недра. Ей на помощь приходит стихия воды в повышенном объёме вместе с порцией свежеумерших питательных тел.

Другой интерпретацией может быть присутствие какого-нибудь вредоносного духа, выжимающего соки из людей. Или наоборот отсутствие какого-то важного духа, который стабилизирует тела и делает воду рек и колодцев чистой и священной. Люди перестали делать пожертвования храму, он обиделся и ушёл. Известная история.

В мистической парадигме холерные бунты являются не проявлением глупости людей, а сопротивлением местной мифологии приходу чуждой мифологии, выраженным через "людской орган". Заражение людей через колодцы и их угасание от недуга - это часть процессов местного метаболизма, к которым привела целая цепочка причин и следствий. Закрывать колодцы - это как блокировать сосуд, преграждать свободное течение энергий. Бунты против властей - всего лишь естественный "воспалительный процесс" на месте преграды. Это не злая воля глупых необразованных людей, а выражение страдания местных духов.

Чтобы понять мистическую парадигму, надо те же самые симптомы и явления описать другими словами, другим набором смыслов. Это очень нелегко сделать, когда тебе со школы внушают, что единственно возможная и верная система описания мира - научная/материалистическая. В магических культах на этих смыслах держится вся интерпретация мира. На их основе служители культа, которые умеют управлять духами и энергопотоками, выстраивают ритуальную работу. В принципе, в материалистической парадигме происходит абсолютно то же самое. На её базе двигают науку, цивилизацию и "творят чудеса".

Другой вопрос, что в местности, взращенной на магической субстанции, может не оказаться служителя/шамана с нужной степенью открытости миру духов. Тогда сколько ни бей в бубен, сколько ночей ни камлай на горе, повлиять на ситуацию никак не сможешь.

Или же, в том случае, когда шаман есть и управляет потоками с учётом естественных процессов, какой-то процент смертей от болезни всё равно может быть. Это может описываться шаманом как откуп духам, если они у него антропоморфны, так и как неизбежные потери в процессе исцеления местности и людей на ней. Интерпретация важна для сообщества для укрепления мифологии и мобилизации целительных энергий, но не важна на большой картине, если результат достигнут.

Над так называемыми "естественными процессами" как альтернативе западному методу я много думаю в последнее время. Если в организме возникает воспаление, то на его подавлении умирают, обращаясь в гной, очень много клеток и порой даже тканей, но благодаря этому организм не только сам справляется с воспалением, но и приобретает защиту против будущих воспалений такого типа. Следовательно, те шаманы, которые придерживались бы естественного метода исцеления местности, хотя и настаивая по возможности на скорейшем завершении эпидемии, больше способствовали бы генетическому укреплению здоровья населения в целом, чем европейцы с антибиотиками и технологиями, способными вытянуть с того света тех, кто для выживания не предназначен. Здесь встаёт дилемма - бороться до последнего за сохранение жизни всего родившегося, либо служить природным процессам со всеми их стадиями и невидимыми взаимодействиями, исправляя лишь крупные конфликты энергий, грозящие полным исчезновением местному сообществу.

Дилемма. С одной стороны, следование дыханию Земли и движению ветра, с другой - противопоставление человека природе, индивидуальной единицы - целому, продление бытия этой единицы, каким бы оно ни было. Не могу встать ни на одну ни на другую точку зрения, т.к. вижу ценность в обоих, как в Инь и Ян.

Так вот, если вернуться к британцам, у которых самые лучшие намерения по спасению жизней необразованных и враждебно настроенных китайцев, то они с собой несут не только спасение их жизней, но и смерть их магического видения мира, вред их собственному духовному здоровью.

Их мёртвые, не отлежав дома положенный срок, действительно не смогут попрощаться с семьёй и домом и будут преследовать свои семьи в ужасающих видениях, несчастьях и, возможно, будущих эпидемиях. И это не самовнушение и не "эффект ноцебо", как это любят называть в западной парадигме, это метаболизм всего цельного и неразделимого организма земля-человек, для которого местные культурные обычаи являются "анатомической картой", которая как-то работает, на уровне развития этого организма.

Их мёртвые будут долго скитаться в поисках рая, т.к. не найдут у своей могилы реки и не смогут по ней доплыть в место последнего успокоения. Плюс много к дальнейшему возникновению эпидемий и стихийных бедствий.

Построенный в их деревне католический монастырь, куда забирают всех сирот, насильно их там крестят и воспитывают в западных категориях, это подселение на умирающий организм паразита умирающего вида, который будет по мере собственных возможностей расти и питаться душами этих детей. Они больше не будут верить в духов природы, в то, что обычаи их предков защитят их от несчастий и болезней. Детей, среди которых не будут рождаться шаманы с нужной силой, но самое большее лишь душевно помешанные. Эти дети даже не будут достойными продолжателями католической традиции, т.к. монахини сами разочаровались в своём боге, который им так никогда лично и не явился.

В общем, столкновение западной христианско-материалистической и восточной пантеистико-магической традицией, на мой взгляд, было убийственным для обоих, хотя Запад формально одержал верх.

А что если бы в деревне был шаман, способный влиять на духов местности и невзгод? Думаю, какое-то количество людей всё равно умерло бы, но эпидемия закончилась бы раньше. Например, внезапно оказалось бы, что это вирус лёгкой формы холеры, от которой хоть и неприятно расстраивается желудок, но не умирают. Или население могло бы коллективно слегка мутировать и образовать ген против этой болезни. Или же у кого-то случился бы инсайт и он рассказал бы на всех углах, что дух вулкана, который пробуждается в воде, поставленной на огонь, делает воду чистой и священной, и все поголовно стали бы всё кипятить в качестве культовой практики.

В общем, западной материалистической парадигме с нацеленностью на науку в наше время уделяется 99% энергоресурсов человечества. Мне хочется внести свой вклад на противоположный полюс, на развитие областей знаний, использующих понятия духовного измерения мира, имеющих холистический взгляд на планету, на местность и понимающих человека и социум как часть замкнутого вместе с местностью организма, а не как случайно поселившегося на территории паразита.

китайская медицина, здоровье, шаманизм, антропология, наука, целительство, духи

Previous post Next post
Up