Об "Узорном покрове", анимусе, кармических долгах и венце безбрачия

Apr 27, 2018 13:52

Посмотрела недавно фильм "Разрисованная вуаль" (который должен был быть переведён "Узорный покров", т.к. поставлен по одноимённому роману Моэма). В нём пара моментов показались мне довольно интересными для осмысления с мистической перспективы.

Краткое содержание:

Дочь из богатой семьи, Китти, стремится сбежать от родителей, которые начинают ей пенять, что она сидит у них на шее и отшивает ухажёров. Тут ей предлагает руку и сердце симпатичный мужчина, Уолтер, учёный-бактериолог, собирающийся отправиться работать в Шанхай по заказу Британского правительства. Она его не любит, но соглашается на брак, т.к. не может продолжать зависеть от родителей, которые стремятся её с себя скинуть и накачивают её чувством вины на эту тему. Незавидная судьба женщин 19 века, которым даже в голову не приходит, что можно выучиться и начать самой себя обеспечивать. Так вот, в Шанхае Китти заводит интрижку с местным казановой. Муж обо всём догадывается и ставит условие - либо он с ней разводится с позором для неё, либо она с ним едет в глубокую китайскую глушь, где, во-первых, эпидемия холеры, и во-вторых, сильны ксенофобские настроения.



В глуши вдруг неприязнь Китти к мужу сменяется романтическими чувствами, что, по словам авторов аннотации к фильму, происходит из-за того, что она видит, как усердно Уолтер заботится о больных. Мне лично кажется, что это не из-за самоотверженности Уолтера, а скорее потому, что Китти наконец перестаёт праздно сидеть дома, и начинает заниматься чем-то конструктивным, заботясь о девочка-сиротах в местном католическом монастыре. Между супругами разгорается страсть, появляется настоящая любовь. Китти даже обнаруживает, что беременна, хотя не уверена, от кого, от любовника или от мужа. Но тут муж сам заболевает холерой и умирает, оставляя жену в бездне горя.

Мне здесь кажется интересным сценарий отыгрывания главной героиней последствий своих поступков, отработка кармического долга. Вот, предположим, есть у женщины некая внешняя прозрачная энергетическая фигура её возлюбленного, которую я назову анимусом. Не уверена, что моё понимание тут в точности соответствует тому, что под этим словом понимают психоаналитики, но оставлю это слово для удобства, т.к. другого не придумала. Анимус в течение всей жизни и всех любовных связей налагается на каждого возлюбленного и любовника, подпитывается и этим внешним человеком, и отношением к нему и себе самой женщиной, и даже царящими в конкретную эпоху понятиями приемлемого и неприемлемого в отношениях.

В случае Китти она много раз поступает со своим анимусом, со своей душой и с духом семьи не самым здоровым образом.

Во-первых, согласившись на брак с Уолтером, она предаёт обе половинки души - как мужскую половинку, анимуса, соединившись с хорошим человеком без любви, которой он достоин, так и женскую половинку внутри себя, фактически продав себя нелюбимому мужчине силами своей семьи в её душе, которым она отказывается противостоять.

Во-вторых, она предаёт всё ещё священный в 19 веке институт семьи, заведя интрижку с женатым человеком, будучи замужем сама. Ещё одно двойное предательство.

В-третьих, это ранит её мужа, а вместе с ним и находящегося в нём её анимуса. Его попытка наказать её, увезя её, городскую светскую львицу, в глушь в очень опасное место, не позволяет компенсировать последствия её выборов.

Фактически, её действия наносят раны её душе сразу на многих уровнях.

Во-первых, предательство женщины в себе, женщины, имеющей право на здоровую и долгую любовную жизнь.

Во-вторых, предательство анимуса, мужчины для себя-женщины, мужчины, способного подарить ей здоровую и долгую любовную жизнь.

В-третьих, предательство царящего в то время образа счастливой семьи - как через разрушение своей пары, так и через попытку разрушения другой пары.

В-четвёртых, неудачная попытка разделения себя и своих родителей, негармоничный уход от них, неразрешение комплекса слияния, чувство вины, долга и обиды, - что выражается в том, что Китти скорее всего беременна от любовника, т.е. в свою собственную семью приносит не совсем родного для этой семьи ребёнка.

Это слишком тяжёлая ноша для её души во всех её ипостасях, - как внутренней, так и внешней. Поэтому более чем логично, что когда у неё вдруг появляется почти идеальная семья, - любимый и любящий муж, принимаемый им её ребёнок, успехи в его работе и её новые интересы, - тут-то всё и рушится. Каждый элемент её счастья имеет нанесённую ею рану на энергетическом уровне, поэтому счастье оказывается закономерно недолгим и заканчивается именно на своём апогее. Умирающий Уолтер забирает с собой израненную оболочку анимуса Китти, оздоравливая её.

Открытым остаётся вопрос, насколько анимус многослоен и способен к регенерации. У девочки, вступающей в пору любви, он формируется за годы её взросления с самого раннего детства и её опыта взаимодействия с мужскими образами вокруг себя. Если случается то, что мы видим у Китти, уходит ли в небытие вся структура или же только внешняя оболочка опыта последних лет? После ухода израненной оболочки, нужно ли анимусу время (=набор жизненных событий) для регенерации или же он сразу же готов к новым отношениям? В фильме мы видим, что спустя где-то лет 7-8 она идёт по улице Лондона со своим сыном, встречает бывшего любовника, но быстро избавляется от его общества. Из показанных последних кадров фильма следует, что она всё ещё одна. Если найти ответ на поставленные выше вопросы, можно, наверное, понять, что можно сделать тем женщинам, которые подозревают у себя наличие "венца безбрачия" или просто долгое время не могут найти себе достойного спутника жизни.


карма, кино, психоанализ

Previous post Next post
Up